Еще немного про анализ:
Для успешного приобретения навыков анализа студент должен:
- находить соответствие между визуальным образом произведения искусств и общей характеристикой историко-культурной ситуации;
- выявлять особенности творческого метода архитекторов, скульпторов, живописцев;
- охарактеризовать художественный стиль той или иной эпохи, соотнести конкретное произведение с той или иной эпохой;
- проанализировать особенности композиционного строя художественного произведения, охарактеризовать способ воплощения художественного образа, технику исполнения художественного произведения.
Примерный план стилистического анализа художественного произведения (живопись)
- Предварительный этап. Фиксация общих впечатлений.
- Рождение замысла художественного произведения, история создания, заказчик.
- Данные каталога (формат, техника, материалы).
- Описание сюжета: античный, библейский, исторический, литературный и др. Определение жанра. Данные об изображаемых лицах, событиях, предметах.
- Анализ средств художественной выразительности:
Композиция: композиционный центр, смысловой центр (симметричная, асимметричная, вытянутая по горизонтали, фризообразная, вписанная в тондо, в овал, многофигурная, пирамидальная и др.).
Колорит (теплый, холодный, мягкий, контрастное цветовое решение, декоративная живопись, тональная и др.).
Фактура живописного слоя, красочного слоя, характеристика мазка (сплавленный мазок, свободный широкий мазок, пастозное письмо, корпусное письмо, лессировки и др.).
Рисунок (роль рисунка в данном произведении, четкость или размытость силуэтов, конструктивность рисунка и др.); живописные приемы, характерные только для данного автора или произведения; индивидуальность творческая, в чем она проявляется.
- Отношение автора данного произведения и художественной традиции. Как это проявилось в данном произведении (развивает традиции, противоречит им, новатор).
- Определить стиль, направление, художественную школу (классицизм, романтизм, реализм и др.). Раскрытие данного пункта невозможно без глубокого знания этих понятий, поэтому надо исходить из возможностей автора.
- Характеристика художественного образа данного произведения (общая характеристика, воплощение идеалов, раскрытие замысла и др.).
- Резюме.
Примерный план стилистического анализа художественного произведения (графика)
- Предварительный этап. Фиксация общих впечатлений.
- Рождение замысла художественного произведения, история создания, заказчик.
- Данные каталога (формат, техника, материалы).
- Описание сюжета: античный, библейский, исторический, литературный и др. Определение жанра. Данные об изображаемых лицах, событиях, предметах.
- Анализ средств художественной выразительности:
Композиция: композиционный центр, смысловой центр (симметричная, асимметричная, вытянутая по горизонтали, фризообразная, вписанная в тондо, в овал, многофигурная, пирамидальная и др.).
Роль цвета в произведении (монохромное, полихромное, тонированная основа, декоративная функция цвета, живописный цвет). Характеристика графических средств выразительности (штрих, линия, пятно, точка).
Рисунок (роль рисунка в данном произведении, четкость или размытость силуэтов, конструктивность рисунка и др.); характеристика индивидуальной авторской манеры.
- Отношение автора данного произведения и художественной традиции. Как это проявилось в данном произведении (развивает традиции, противоречит им, новатор).
- Определить стиль, направление, художественную школу (классицизм, романтизм, реализм и др.). Раскрытие данного пункта невозможно без глубокого знания этих понятий, поэтому надо исходить из возможностей автора.
- Характеристика художественного образа данного произведения (общая характеристика, воплощение идеалов, раскрытие замысла и др.).
- Резюме.
Примерный план стилистического анализа художественного произведения (скульптура)
- Предварительный этап. Фиксация общих впечатлений.
- Рождение замысла художественного произведения, история создания, заказчик.
- Данные каталога (место положения, размер, техника, материалы).
- Описание сюжета: античный, библейский, исторический, литературный и др. Определение жанра. Данные об изображаемых лицах, событиях, предметах.
- Анализ средств художественной выразительности:
Композиция: композиционный центр, смысловой центр (симметричная, асимметричная, вытянутая по горизонтали, фризообразная, вписанная в тондо, в овал, многофигурная, пирамидальная и др.).
Роль цвета в художественном произведении (цвет и фактура материала, окрашенная поверхность, тонирование, патина, декоративный цвет).
Анализ фактуры, пластичности, тектоники (фактура материала, работа с поверхностью, пластичность, тектоничность, атектоничность, соотношение объемов отдельных элементов).
Силуэт, абрис на фоне окружающей среды, роль постамента (если имеется) и причина отсутствия (если нет).
Взаимодействие скульптуры и окружающей среды (слитность, противостояние, дополнение).
- Отношение автора данного произведения и художественной традиции. Как это проявилось в данном произведении (развивает традиции, противоречит им, новатор).
- Определить стиль, направление, художественную школу (классицизм, романтизм, реализм и др.). Раскрытие этого пункта невозможно без глубокого знания этих понятий, поэтому надо исходить из возможностей автора.
- Характеристика художественного образа данного произведения (общая характеристика, воплощение идеалов, раскрытие замысла и др.).
- Резюме.