Структура и содержание дисциплины «Описание и анализ памятников».
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в а.часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Семинар, 136 а.ч. | Самостоятельная работа студента, научно- 116 а.ч. | Консультации, устный опрос, доклады в семинаре, коллоквиум, зачет, письменная работа. | |||||
1. | Введение. Основные понятия истории искусства | 1 | 1 | 4 | Консультации, устный опрос | ||
2. | Раздел 1. Художественный язык архитектуры. Тема 1.1. Индивидуальность архитектуры. | 1 | 2 | 4 | 4 | Консультации, устный опрос | |
3. | Тема 1.2. Пространство в архитектуре. | 1 | 3 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос, письменные работы | |
4. | Тема 1.3. Типы архитектурных конструкций. | 1 | 4 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос, письменные работы | |
5. | Тема 1.4. Типология сакральной архитектуры. | 1 | 5 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос | |
6. | Тема 1.5. Типология жилой и общественной архитектуры. | 1 | 6 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос | |
7. | Тема 1.6. Город. | 1 | 7 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос | |
8. | Тема 1.7. Современные материалы и конструкции в архитектуре | 1 | 8 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос | |
9. | 1 | 8 | Коллоквиум | ||||
10. | Раздел 2. Художественный язык скульптуры. Тема 1.1. Основные свойства языка скульптуры. | 1 | 9 | 4 | 4 | Консультации, устный опрос, письменные работы | |
11. | Тема 1.2. Материал и техника в скульптуре. | 10 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос, письменные работы | ||
12. | Тема 1.3. Движение в скульптуре. | 11 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос | ||
13. | Тема 1.4. Виды и жанры скульптуры | 12 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос, письменные работы | ||
14. | Раздел 3. Художественный язык живописи и графики. Тема 1.1. Основные свойства языка живописи. | 1 | 13 | 4 | 4 | Консультации, устный опрос | |
15. | Тема 1.2. Линия, рисунок, объем в живописи. | 14 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос, письменные работы | ||
16. | Тема 1.3. Цвет и колорит в живописи. | 15 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос, письменные работы | ||
17. | Тема 1.4. Отдельные виды и жанры живописи. | 16 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос | ||
18. | Тема 1.5. Основные свойства художественного языка графики. | 17 | 4 | 2 | Консультации, устный опрос, письменные работы | ||
19. | Раздел 4. Художественный язык декоративно-прикладного искусства. Тема 1.1. Художественный язык декоративно-прикладного искусства. | 1 | 18 | 4 | 4 | Консультации, устный опрос | |
20. | 1 | сессия | Зачет по итогам I семестра | ||||
21. | Раздел 5. Принципы и методы анализа произведений искусства. Тема 1.1. Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства. | 2 | 1 | 4 | 4 | Доклады в семинаре | |
22. | Тема 1.2. Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства. | 2 | 2 | 4 | 2 | Доклады в семинаре, письменная работа | |
23. | Тема 1.3. Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства. | 2 | 3 | 4 | 2 | Доклады в семинаре, письменная работа | |
24. | Тема 1.4. Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства. | 2 | 4 | 4 | 2 | Доклады в семинаре, письменная работа | |
25. | Тема 1.5. Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства. | 2 | 5 | 4 | 2 | Доклады в семинаре, письменная работа | |
26. | Тема 1.6. Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства. | 2 | 6 | 4 | 2 | Доклады в семинаре, письменная работа | |
27. | Тема 1.7. Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства. | 2 | 7 | 4 | 2 | Доклады в семинаре, письменная работа | |
28. | Тема 1.8. Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства. | 2 | 8 | 4 | 2 | Доклады в семинаре, письменная работа | |
29. | Раздел 6. Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства. Тема 1.1. Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства. | 2 | 9 | 32 | 4 | Доклады в семинаре | |
30. | Тема 1.2. Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства. | 2 | 10 | 2 | Доклады в семинаре | ||
31. | Тема 1.3. Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства. | 2 | 11 | 2 | Доклады в семинаре | ||
32. | Тема 1.4. Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства. | 2 | 12 | 2 | Доклады в семинаре | ||
33. | Тема 1.5. Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства. | 2 | 13 | 2 | Доклады в семинаре | ||
34. | Тема 1.6. Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства. | 2 | 14 | 2 | Доклады в семинаре | ||
35. | Тема 1.7. Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства. | 2 | 15 | 4 | Доклады в семинаре | ||
36. | Тема 1.8. Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства. | 2 | 16 | 4 | Доклады в семинаре | ||
37. | 2 | сессия | 36 | Письменная работа, экзамен |
Содержание разделов дисциплины:
1. Введение.
Основные понятия истории искусства. Принципы и методы ее изучения. Периодизация всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства. Различие эпохи и стиля.
Раздел 1. Художественный язык архитектуры.
2. Тема 1.1. Индивидуальность архитектуры.
Отличия архитектуры от других видов пластических искусств, изобразительность архитектуры. Основные элементы пластического языка архитектуры: материал, масса, объем, членения, пропорции, ритм. Симметрия/асимметрия, динамика в архитектуре. Понятие тектоники, тектоника /атектоника.
3. Тема 1.2. Пространство в архитектуре.
Пространство в архитектуре. Внешнее и внутреннее пространство. Пространство и среда (естественная- искусственная, ландшафтная — городская). Внутреннее пространство и принципы его организации. Статика и динамика пространства. Свет и цвет в архитектуре.
Практическое занятие по описанию архитектурного объекта. Варианты заданий:
- сравнительный анализ церкви Вознесения в Коломенском и церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове;
- описание колокольни Новодевичьего монастыря;
- описание церкви Покрова в Филях (варианты: Спаса в Уборах, Знамения в Дубровицах).
Написание и сдача письменной работы по итогам практического занятия.
4. Тема 1.3. Типы архитектурных конструкций.
Типы архитектурных конструкций. Стоечно-балочная конструкция. Ордер: историческая эволюция, сочетание с другими типами конструкций. Сводчатая конструкция. Арка: составные части, принципы работы. Типы арок. Своды. Купол и способы его постановки. Центрально-купольные конструкции.
Практическое занятие по описанию и анализу архитектурных конструкций. Сравнительный анализ конструкции и декорации трех соборов Московского Кремля: Успенского, Архангельского и Благовещенского.
Написание и сдача письменной работы по итогам практического занятия.
5. Тема 1.4. Типология сакральной архитектуры.
Типология сакральной архитектуры. Крестово-купольные храмы. Базилика и история ее развития от античности до наших дней.
Практическое занятие по описанию и анализу памятников сакральной архитектуры.
6. Тема 1.5. Типология жилой и общественной архитектуры.
Типология жилой и общественной архитектуры. Замок, дворец, вилла.
Практическое занятие по описанию и анализу памятников жилой и общественной архитектуры.
7. Тема 1.6. Город.
Город – как особая архитектурная среда. Городское пространство: улица и площадь.
Практическое занятие.
8. Тема 1.7. Современные материалы и конструкции в архитектуре.
Современные материалы и конструкции в гражданской архитектуре.
Практическое занятие.
Коллоквиум по архитектурной терминологии.
Раздел 2. Художественный язык скульптуры.
9. Тема 1.1. Основные свойства языка скульптуры.
Основные свойства языка скульптуры. Отличия скульптуры от других видов искусства. Скульптура и архитектура. Одиночная статуя и статуарная группа. Постамент и постановка. Место скульптуры в пространстве.
Практическое занятие. Практические занятия в музеях по основным темам раздела. Письменная работа.
10. Тема 1.2. Материал и техника в скульптуре.
Материал и техника в скульптуре. Свойства материалов: плотность, фактура, пластичность, светопроницаемость, цвет. Приемы работы в разных материалах (лепка, ваяние, отливка).
Практическое занятие. Практические занятия в музеях по основным темам раздела. Письменная работа.
11. Тема 1.3. Движение в скульптуре.
Движение в скульптуре. Способы передачи движения («движение действия», хиазм, контрапост, органическое движение, S-образное движение и др.). Проблемы связанные с движением: тело и драпировка, особенности передачи движения сидящей, лежащей фигуры и др.
Практическое занятие. Практические занятия в музеях по основным темам раздела.
12. Тема 1.4. Виды и жанры скульптуры.
Виды и жанры скульптуры: портрет, надгробие, алтарь и др. Рельеф, его виды и особенности.
Практическое занятие. Практические занятия в музеях по основным темам раздела.
Написание контрольной письменной работы.
Раздел 3. Художественный язык живописи и графики.
13. Тема 1.1. Основные свойства языка живописи.
Основные свойства языка живописи. Живопись монументальная и станковая. Особенности различных живописных техник (энкаустика, темпера, масло, пастель, гуашь). Фактура, характер живописной поверхности.
Практическое занятие. Практические занятия в музеях по основным темам раздела.
14. Тема 1.2. Линия, рисунок, объем в живописи.
Линия, рисунок, объем в живописи. Линейно-пластическая композиция и ее основные составляющие: линия горизонта, центральная ось, диагонали. Статика и динамика композиции.
Практическое занятие. Практические занятия в музеях по основным темам раздела. Письменная работа.
15. Тема 1.3. Цвет и колорит в живописи.
Цвет и колорит в живописи (теплый-холодный, локальный-тональный, насыщенный-приглушенный, «легкий»-«тяжелый»). Эволюция отношения к колориту в и его возможностям в масляной живописи (классическая техника, импрессионисты, постимпрессионисты, экспрессионисты и др.)
Практическое занятие. Практические занятия в музеях по основным темам раздела. Письменная работа.
16. Тема 1.4. Отдельные виды и жанры живописи.
Отдельные виды и жанры живописи. Икона как особый вид живописи. Алтарная картина и ее эволюция. Историческая живопись и ее жанровые разновидности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Бытовой жанр и этапы его эволюции. Смешение жанров. Фигуративная и абстрактная живопись.
Практическое занятие. Практические занятия в музеях по основным темам раздела.
17. Тема 1.5. Основные свойства художественного языка графики.
Основные свойства художественного языка графики. Отличие графики от живописи, «пограничные» техники: гуашь, пастель, акварель. Рисунок как самостоятельный вид изобразительного искусства. Техники рисунка и их выразительные возможности. Печатная гравюра, ее техники и особенности. Виды и жанры графики.
Практическое занятие. Практические занятия в экспозиции музеев по темам семинара. Написание контрольной письменной работы.
Раздел 4. Художественный язык декоративно-прикладного искусства.
18. Тема 1.1. Художественный язык декоративно-прикладного искусства.
Художественный язык декоративно-прикладного искусства. Разнообразие видов декоративно-прикладного искусства и особенности его анализа. Смешение выразительных средств различных видов искусства. Связь с человеком. Интерьер и среда. Основные техники и художественные свойства разных видов ДПИ.
Раздел 5. Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства.
Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства. Выбор студентом (самостоятельно) произведения живописи, скульптуры, графики – подлинника из музейной экспозиции, – и составление его описания. Знакомство с основными методами анализа: формально-стилистически, историческим, иконографическим, знаточеско-атрибуционным и др. Выбор метода анализа описанного произведения, исходя из его особенностей. Подготовка и заслушивание докладов по описанным произведением с использованием избранного метода анализа.
- Тема 1.1. Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства.
Практическое занятие. Практические занятия в музеях по основным темам раздела. Доклад.
Раздел 6. Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства.
Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства Подготовка студентом доклада по предложенным заранее темам на сравнительное описание и анализ произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Заслушивание докладов в экспозиции музеев и на архитектурных объектах. Написание и сдача итоговой письменной работы.
- Тема 1.1. Сравнительный анализ произведений изобразительного искусства.
Практическое занятие. Практические занятия в музеях по основным темам раздела. Доклад.
Тема 1. Проблемы понимания и интерпретации произведений
Развитие способов интерпретации искусства. Античные описания произведений искусства: Плиний Старший, Филостраты. Дж. Вазари: описание жизни художников и их произведений. Эпоха Просвещения и возникновение истории искусства. И.-И. Винкельман. Систематизация истории искусства и организация музеев. Иконографический подход: Э. Маль. Психологический и психоаналитический подходы: З. Фрейд, К.-Г. Юнг. Формальный анализ: Г. Вельфлин. Венская школа: М. Дворжак. Семиотические и культурологические методы в интерпретации изобразительного искусства. Проблема интерпретации произведений искусства в отечественном искусствознании. Работы В. Н. Лазарева, М. В. Алпатова, Б. Р. Виппера, А. Якимовича и др. Художественная критика и история искусства, их общие цели и разные задачи. Особенности интерпретации искусства ХХ века.
Тема 2. Замысел произведения и его творческое воплощение
Проблема замысла. Факторы, влияющие на творческие идеи: общественные и индивидуально-личностные. Художник как «клиницист» эпохи. Проблема современности произведения. Поиски путей воплощения художественного замысла. Индивидуальные и объективные трудности при реализации замысла.
Тема 3. Понятие о средствах художественной выразительности
Художественная форма, ее элементы и структура. Знак, символ, аллегория и образ. Особенности художественного образа.
Тема 4. Общее и неповторимо-индивидуальное в произведении
Проблема традиций и канона в искусстве. Каноничность древнеегипетского искусства. Византийский и древнерусский канон. Проблема новаторства в искусстве. Синтез традиционализма и новаторства. Анализ произведений с точки зрения общего и неповторимо-индивидуального.
Раздел 2.
Описание и анализ памятников архитектуры
Тема 1. Художественный язык архитектуры.
Архитектура как вид искусства. Понятие «художественная архитектура». Художественный образ в архитектуре. Художественный язык архитектуры: понятие о таких средствах художественной выразительности как линия, плоскость, пространство, масса, ритм (аритмия), симметрия (асимметрия). Канонические и символические элементы в архитектуре. Понятие о плане здания, экстерьере, интерьере. Стиль в архитектуре.
Тема 2. Основные типы архитектурных сооружений
Памятники градостроительного искусства: исторические города, их части, участки древней планировки; архитектурные комплексы, ансамбли. Памятники жилой архитектуры (усадьбы купеческие, дворянские, крестьянские, доходные дома и т. п.) Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, библиотеки, больницы, учебные здания, административные здания, вокзалы и др. Культовые памятники: храмы, часовни, монастыри. Оборонное зодчество: остроги, башни крепостные и др. Памятники промышленной архитектуры: заводские комплексы, корпуса, кузницы и др.
Садово-парковые памятнrrки, садово-ландшафтное искусство: сады и парки.
Тема 3. Описание и анализ архитекryрного памятника
План здания, строительный материал, композиция внешнего объема. Описание уличного и дворового фасада, дверных и оконных проемов, балконов, декоративного убранства экстерьера и интерьера. Вывод о стиле и художественных достоинствах архитектурного памятника, его месте в историко-архитектурном наследии города, села, региона.
МЕТОДЫ МОНОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ
1. Анализ конструктивных и тектонических систем предполагает:
а) графическое выявление на перспективных или ортогональных проекциях памятника его конструктивной основы (например, нанесение пунктиром очертаний сводов и куполов, «проявление» на фасаде внутренней структуры, своего рода, «совмещение» фасада с разрезом, штриховку поверхностей на разрезах с целью прояснения структуры интерьера и т. д.)
б) выяснение степени близости и взаимосвязанности конструктивных элементов и соответствующих тектонических архитектурных форм (например, выделение на разрезах подпружных арок, сводов и определение, их влияния на формы закомар, кокошников, трехлопастных арок и т. д.)
в) составление тех или иных тектонических схем памятника (например, схема сводчатого покрытия травей готического собора или схема-«слепок» внутреннего пространства бесстолпного храма — в аксонометрии и т. д.);
2. Анализ соразмерностей и пропорций проводится, как правило, в ортогональных проекциях и складывается из двух моментов:
а) поиски кратных соотношений (например, 2:3, 4:5 и т. д.) между основными размерными параметрами памятника, с учетом того, что эти соразмерности в свое время могли быть использованы при строительстве для откладывания в натуре необходимых величин. При этом многократно встречающиеся в памятнике размерные величины (модули) следует сопоставить с историческими мерами длины (футами, саженями и т. д.);
б) поиски более или менее постоянной геометрической связи размеров основных форм и членений памятника на основе закономерных отношений элементов простейших геометрических фигур (квадрат, двойной квадрат, равносторонний треугольник и т. д.) и их производных. Выявленные пропорциональные соотношения не должны противоречить логике построения тектонических форм памятника и очевидной последовательности возведения его отдельных частей. Анализ может завершиться увязкой размеров исходной геометрической фигуры (например, квадрата) с модулем и с историческими мерами длины.
В учебном упражнении не следует стремиться к выявлению слишком большого количества соотношений, гораздо важнее обратить внимание на качество выделенных соразмерностей и пропорций, т. е. на их композиционную значимость, на их связь с размерными отношениями основных тектонических членений объемов и на возможность их использования в процессе возведения памятника.
3. Анализ метро-ритмических закономерностей может проводиться как на ортогональных чертежах, так и на перспективных изображениях памятника (рисунках, фотоснимках, слайдах и т. д.). Сущность метода сводится к графическому подчеркиванию (линией, тоном, штриховкой или цветом) на любом изображении памятника метрических и ритмических рядов форм как по вертикали, так и по горизонтали. Выделенные таким образом метрические ряды (например, колоннады, оконные проемы, раскреповки карнизов и т. п.) и ритмические ряды (например, убывающие по высоте ярусы, изменяющиеся пролеты арок и т. п.) позволяют выявить «статичность» или «динамичность» архитектурной композиции данного памятника. При этом, выяснение закономерности изменения членов ритмического ряда форм тесно соприкасается с анализом пропорций. В результате исследования составляются условные схемы, отражающие особенности построения метро-ритмических рядов форм данного памятника архитектуры.
4. Графическая реконструкция позволяет воссоздать утраченный облик памятника на любом этапе его исторического существования. Реконструкция выполняется либо в виде ортогонального чертежа (план, фасад), когда имеется соответствующая подоснова, либо в форме перспективного изображения, сделанного по рисунку с натуры или фотоснимку (слайду). В качестве источника для реконструкции следует использовать опубликованные старинные изображения памятника, различного рода исторические описания, а также материалы по аналогичным памятникам той же эпохи.
Студенту в учебных целях предлагается сделать лишь эскизную реконструкцию, только в общих чертах передавшую характер первоначального или измененного облика памятника.
В ряде случаев студент может ограничиться сопоставлением вариантов реконструкции одного и того же памятника, выполненных различными исследователями. Но тогда необходимо дать этим вариантам обоснованную оценку и выделить наиболее вероятный из них. Свой выбор студент должен графически обосновать изображением аналогичных памятников или их фрагментов.
Особый вид реконструкции — воссоздание первоначальной и впоследствии утраченной окраски памятника — выполняется на основе ортогональных фасадов или перспективных изображений с возможным включением исторического градостроительного окружения.
При выполнении задания по графической реконструкции может быть широко использован способ дорисовки и фотомонтажа.
5. Построение архитектурных картин — прием анализа памятников с развитой объемной композицией, рассчитанной на постепенное восприятие во времени, таких например, как Эрехтейон в Афинах или Покровский собор в Москве. При обходе такого памятника зритель, вследствие закрывания одних объемов другими, воспринимает множество перетекающих одно в другое перспективных изображений, которые и называют архитектурными картинами.
Задача студента — выделить качественно различные группы архитектурных картин, обозначить на плане зоны восприятия этих групп картин и проиллюстрировать каждую группу одной, характерной, в виде перспективного рисунка или фотоснимка (слайда).
Число качественно различных картин обычно не превышает пяти-шести.
6. Анализ масштаба и масштабности складывается из выявления масштабной роли членений архитектурного объема и графического выделения на ортогональных или перспективных изображениях памятника характерных деталей — «указателей масштаба», таких, как ступени, балюстрады и пр. Особое внимание следует обратить на роль ордера как универсального инструмента архитектурной масштабности.
МЕТОДЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
1. Сравнение объемной композиции двух памятников проводится путем сопоставления планов, фасадов или разрезов, приведенных к общему масштабу. Очень эффективен прием наложения или совмещения планов, фасадов и разрезов; иног