Романтизм возникает в конце XVIII века как идейное и художественное направление. Это время, когда на
смену рационализму приходит идеализм. Эпоха Просвещения была оптимистична, жизнерадостность была свойственна и классицизму, романтизм же пессимистичен. Романтики смотрели на прошлое с печалью, но и будущее им виделось не менее трагическим. Основным становилось чувство, а не разум. Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеку, его миру, понимаемые романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Проникая в глубины духовной жизни человека, литература и
искусство романтизма переносили это острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого на судьбы наций и народов, на саму историческую действительность. Не удивительно, что в эту эпоху появился жанр исторического романа, а в живописи – картины на исторические сюжеты; по всей Европе начинают собирать и изучать народные песни, сказки, легенды (К. Брентано, братья Гримм, братья Киреевские, А. Пушкин, А. Мицкевич и другие).
Музыка, из-за ее богатейших возможностей передачи чувств и эмоций, становится одним из важнейших видов искусства для романтиков. В эту эпоху расцвета симфонической музыки практически в каждой стране появляется гениальный композитор-романтик: в Германии и Австрии – Франц Шуберт и Роберт Шуман, во Франции – Гектор Берлиоз, в Польше – Фредерик Шопен, в Венгрии – Ференц Лист. Величайшим музыкантом эпохи был, без сомнения, Николо Паганини. Его личность, произведения и манера исполнения были для романтиков в равной степени важными проявлениями его гения.
Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное конкретными историческими условиями и национальными традициями. В конце 18 – начала
19 века черты романтизма в разной мере уже присущи творчеству различных мастеров. В Великобритании – живописным и графическим произведениям швейцарца И. Г. Фюссли, в которых сквозь классицистическую ясность образов прорывается мрачный, изощренный гротеск, и проникнутому мистическим визионерством творчеству поэта и художника У. Блейка; в Испании – поздним работам Франсиско Гойи, исполненным безудержной фантазии и трагического пафоса, страстного протеста против национального унижения; во Франции – созданным в
революционные годы героически-взволнованным портретам Жака-Луи Давида, ранним напряженно-драматическим композициям и портретам А.-Ж. Гро, пронизанным мечтательным, несколько экзальтированным лиризмом работам П. П. Прюдона, а также противоречиво сочетающим романтические тенденции с академическими приемами произведений Ф. Жерара. В творчестве основателя романтической школы Т. Жерико впервые во французском искусстве выражены протест против окружающей действительности и желание откликнуться на исключительные события современности, которые в его произведениях воплощают
трагическую судьбу современной Франции.
В 1820-х годах признанным главой романтической школы стал Эжен Делакруа. Ощущение сопричастности к великим историческим событиям, изменяющим лицо мира, обращение к кульминационным, драматически острым темам породили пафос и драматический накал его лучших произведений. В портрете главным для романтиков стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолетного движения
человеческих чувств; в пейзаже – восхищение мощью природы, одухотворенной стихией мироздания. Романтические тенденции присущи и творчеству крупнейшего графика О. Домье, но особенно сильно они проявились в его живописи.
Судьба романтизма оказалась сложной и неоднозначной. Во Франции в позднем творчестве его крупнейших представителей отчетливо проявились реалистические тенденции. С другой стороны, романтическим веяниями в разной мере было захвачено
раннее творчество представителей реализма и импрессионизма – Камиля Коро, мастеров барбизонской школы, Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле, Эдуарда Мане. Мистицизм и сложный аллегоризм, подчас присущие романтизму, нашли отражение в символизме (Гюстав Моро и др.); некоторые характерные черты эстетики романтизма вновь проявились в искусстве модерна и постимпрессионизма.
Еще более сложным и противоречивым было развитие
романтизма в Германии и Австрии. Ранний немецкий романтизм, которому свойственны пристальное внимание ко всему индивидуальному, мистико-пантеистическое настроение, связан главным образом с поисками в области портрета и аллегорических композиций, а также пейзажа (Каспар Давид Фридрих, Йозеф Антон Кох). Своеобразным сращением принципов немецкого романтизма, зачастую склонного к поэтизации обыденного и специфически «бюргерского» реализма, стало творчество представителей бидермейера (Ф. Вальдмюллер, И. П. Хазенклевер, Ф. Крюгер), а
также К. Блехена. Романтическая эстетика во многом определила становление творчества Адольфа фон Менцеля, в дальнейшем крупнейшего представителя немецкого реализма. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм (в большей мере, чем
французский, впитавший черты натурализма, а затем модерна) к концу 19 века сомкнулся с символизмом (X. Тома, Ф. фон Штук и М. Клингер, швейцарец А. Бёклин).
В Великобритании в первой половине 19 века некоторой близостью к французскому романтизму и вместе с тем самобытностью, ярко выраженной реалистических тенденцией отмечены пейзажи Джона Констебла и Ричарда Бонингтона, романтической фантастикой и поисками свежих выразительных средств – пейзажи Уильяма Тернера.
В США в течение всего 19 века романтическое направление было представлено главным образом
пейзажистами (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер).
Романтический пейзаж развивался и в других странах, однако основное содержание романтизма в тех странах Европы, где пробуждалось национальное самосознание, составляли интерес к местному культурному и художественному наследию, темы народного быта, национальной истории и освободительной борьбы
В России романтизм в разной степени проявился в творчестве многих мастеров – в живописи и графике переселившегося в Петербург польского художника Александра Орловского, в портретах Ореста Кипренского, отчасти Василия Тропинина. Существенное влияние романтизм оказал на формирование
русского пейзажа (творчество Сильвестра Щедрина, Максима Воробьева; произведения молодого Ивана Айвазовского). Черты романтизма противоречиво сочетались с классицизмом в творчестве Карла Брюллова, Федора Бруни, Федора Толстого.
Романтизм как культурное выражение социального протеста господствовал около полувека. Однако его идеализация сильной личности обернулась новой бедой: революция, начатые людьми, исповедовавшими романтические идеалы, привела к поражению этих идеалов. И романтизм постепенно сменял реализм.
Превью: Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру I