Себастьяно Риччи – (1659, Беллуно – 1734, Венеция) – итальянский живописец, представитель венецианской школы. Его стиль во многом сформировался еще в XVII веке на основе изучения живописи Возрождения и барокко, от Корреджо до Луки Джордано. Испытал некоторое влияние творчества Алессандро Маньяско.
Перед тем как остановиться в Венеции, Риччи работал во многих итальянских городах (Милане, Болонье, Риме, Модене, Флоренции и Парме) и европейских странах. В Вене он участвовал в декорации дворца Шёнбрунн. В 1712 году художник вместе со своим племянником Марко Риччи уезжает в Англию, где принимает участие в конкурсе на создание росписи купола собора св. Павла и Хэмптонского дворца. Однако постигшая его неудача (он не получил этих заказов) заставила Риччи вернуться обратно в Венецию. На обратном пути он останавливается в Париже, посещает мастерскую Ватто и копирует некоторые его работы.
Творчество Риччи достаточно неровно, исследователи отмечают, что некоторые его работы выполнены небрежно. Это связывают с тем, что он часто заводил любовные интриги, заканчивающиеся скандалами, и был вынужден спешно покидать то или иное место работы. Но как бы ни складывалась его личная судьба, ему удалось в лучших своих произведениях соединить воедино достижения венецианской школы предыдущей эпохи и открыть новую ступень ее развития в XVIII столетии.
Встреча Вакха и Ариадны
Композиция картины построена на основе произведения Джулио Карпиони (1613-1674), представителя венецианской школы, работавшего в Виченце. Датировка остается спорной, и некоторые исследователи относят ее к позднему периоду творчества мастера, но более вероятным кажется, что картина была написана в первое десятилетие XVIII века.
На картине изображен эпизод из истории Ариадны, рассказанной Овидием в «Метаморфозах». Ариадна, дочь мифического критского царя Миноса и Пасифаи, полюбила Тезея, который должен был сражаться с чудовищем Минотавром, живущем в лабиринте на острове Крит. Чтобы помочь Тезею выбраться из лабиринта, Ариадна дала ему клубок ниток (отсюда выражение «нить Ариадны»), с помощью которого герой, победив Минотавра, выбрался из страшной ловушки.
Тезей увез Ариадну с собой, обещав жениться, но на острове Наксос покинул ее, пока она спала. В это же время на острове находился бог Вакх, который со своей свитой нашел спящую Ариадну. Плененный ее красотой, Вакх полюбил ее и женился на ней. Ариадна получила от Вакха в дар свадебный венец, помещенный впоследствии на звездном небе (созвездие Северная корона).
Примерно в это же время Риччи еще раз обращается к истории Вакха и Ариадны и изображает момент их бракосочетания. Вакх надевает на руку Ариадны кольцо, а спускающийся с небес амур увенчивает ее голову короной.
«Встреча Вакха и Ариадны» выполнена во время пребывания художника в Лондоне, предположительно по заказу лорда Берлингтона, и, вероятно, предназначалась для украшения одного из залов Берлингтонского дворца.
Для своей композиции Себастьяно Риччи выбрал момент, когда Вакх находит уснувшую в лесу Ариадну и останавливается, пораженный ее красотой. Он построил ее на пространственных и цветовых противопоставлениях, усиливающих энергию действия. Эффект неожиданного чуда: неподвижно лежащее на земле тело Ариадны контрастирует с динамикой движения Вакха, представленного в неустойчивой позе только что остановленного стремительного бега. Визуальная характеристика участников свиты Вакха (нимфы, сатиры, путти) передает атмосферу, которая всегда сопровождает бога вина и веселья.
Картина насыщена светом и колористическим богатством, заключенным в тончайших переливах цвета, которые рождают лучи солнца, скользя по поверхности тел и тканей. Качества и особенности живописи – композиционное построение, теплота и созвучие колорита, светотеневая моделировка – предвосхищают творчество Тьеполо и венецианскую живопись XVIII столетия.