Развитие османской архитектуры тесно связано с именем зодчего Синана. Три его самых известных сооружения — это мечети Шах-заде, Сулеймание и Селимие. Бросается в глаза их большое сходство: одинаково построенные массивные кубы с куполом, устремленные ввысь тонкие минареты, широкие дворы-площади перед фасадом, бесчисленные арки, своды, колонны, ниши и др. Взяв за основу один храм, Св. Софии, Синан творчески развил заимствованную форму.
Первая мечеть — Шах-заде — была закончена в Стамбуле в 1548 г. Это квадратное в плане здание, облицованное гладким тесаным камнем. Высокие ровные стены прорезаны удлиненными стрельчатыми окнами, которые часто вписаны в такие же стрельчатые арки и ниши. Плавный переход от основания к куполу – широкому и несколько сплюснутому – осуществлен при помощи умело введенных четырех полукуполов, примыкающих к центральному, а также четырех куполов и башенок по углам. Тем самым основные объемы составляют единое целое, несколько напоминающее по силуэту шатер или пирамиду. Все это полностью соответствует идее создания сооружения, выделяющегося прежде всего своей монументальностью.
Большой квадратный двор с фонтаном посередине и два массивных минарета дополняют комплекс Шах-заде.
Разрабатывая интерьер, Синан также стремился к монументальности. С этой целью, при помощи боковых помещений, он увеличил пространство центрального зала и поставил в нем мощные восьмиугольные опоры, которые поддерживают арки.
Большое внимание было обращено и на декоративное оформление. В противоположность гладким внешним стенам, лишь кое-где украшенным резьбой, интерьеры Шах-заде нарядны и праздничны.
Вскоре после Шах-заде Стамбул обогатился новым творением Синана – мечетью Сулеймание, где основная архитектурная концепция своего времени прозвучала с наибольшей силой. Как грандиозный памятник эпохи высшего подъема феодальной империи, Сулймание должна была отразить и высшую точку развития художественной культуры государства. Мечеть сооружали в течение семи лет – с 1550 по 1557 г. Сулеймание внешне схожа с Шах-заде основными компонентами, но имеет и некоторые свои особенности.
Мечеть имеет грандиозные размеры. Она была построена на возвышенности над Золотым Рогом, откуда она была хорошо видна со всех сторон. Разрабатывая внешний облик здания, венчавшего холм, Синан стремился добиться предельной монументализации. Использовав удачно примененный в Шах-заде прием постепенного «нарастания» объемов при переходе от кубического основания к куполу, он еще более развил его. Величие Сулеймание усиливали пилоны и мощные контрформы, возвышающиеся ступенями купола между полукуполами и главный купол.
Вместе с тем, желая избежать некоторой тяжеловатости, Синан подчеркнул вертикали стен стрельчатыми окнами и нишами, сделал купол более высоким, по сравнению с Шах-заде, благодаря чему Сулеймание не только монументальна по силуэту, но обладает исключительной пропорциональностью форм.
Выдающееся мастерство Синана блестяще проявилось во внутренней планировке и убранстве Сулеймание. Первое, что охватывало входившего внутрь, — это чувство беспредельного пространства. Пройдя высокие сводчатые боковые галереи, человек оказывался в молитвенном зале с уходящей ввысь перспективой купола, поддерживаемого четырьмя гигантскими арками. Декорировка зала была необычайно богатой даже для того времени. Колонны и подпоры высечены из ценных пород камня и покрыты причудливой резьбой. Купола и своды расписаны сложнейшими растительным узорами, переплетающимися с буквами коранических формул. Четко рисуются дуги больших и малых арок, выложенные по старой ближневосточной традиции белым и цветным камнем. Великолепные изразцовые панно с орнаментом из цветущих кустов и надписями украшают беломраморный михраб. Рядом с ним возвышается изумительный по тонкости работы мимбар из цветного мрамора, увенчанные синим с золотыми звездами граненым конусом. Ажурная резьба деревянных дверей, кафедры и перил лестницы мимбара напоминает кружева. Ошеломляющее волшебство узоров и чудесная симфония красок ощущаются еще сильнее благодаря обилию света, льющегося через множество окон.
Развивая уже применявшийся ранее принцип, Синан развернул вокруг центральной постройки целый ансамбль, подчинив его решение основному замыслу. Так, традиционный двор с фонтаном, и до и после Синана обычно обводившийся невысокой оградой, в данном случае ограничен купольной галереей с двумя рядами окон. В центре ее, против главного входа, возвышается строгий, гармоничный по линиям трехэтажный портал с увеличенной средней частью. Максимальной монументализации памятника служат и две пары минаретов с резными ажурными балконами, поставленные по углам двора. При этом минареты, примыкающие к самому зданию, выше тех, что установлены по сторонам от входа во двор. При подобном размещении мечеть как бы вписывалась в огромный треугольник, основанием которого служило подножие холма, а вершиной – острия высоких минаретов.
Мечеть Селимие в городе Эдирне была начата в 1569 и закончена в 1575 г. В архитектуре Селимие с новой силой проявилось стремление Синана идти своими путями, хотя и опираясь на достижения прошлого. Здесь общий силуэт постройки складывается не из отдельных небольших деталей, как ранее, главный акцент делается на куполе. Мечеть располагалась на равнине, и поэтому выделение какой-то одной, наиболее выразительной части здания, концентрирующей внимание зрителя, было вполне оправданным.
Селимие представляет в плане квадрат. Боковые прямоугольные помещения примыкают к центральному залу. Ясно выраженное горизонтальное членение основания, начиная с низкой аркады первого этажа, широких ниш с окнами, плоскосферических полукуполов и скошенных контрфорсов, как бы подводит взгляд к огромному куполу на низком барабане, окруженном шестью остроконечными башенками. Все эти формы величественны, но не тяжелы – их соразмерность порождает чудесную гармонию.
Необычна постановка минаретов Селимие. Для зодчего они были необходимыми компонентами, призванными усилить впечатление монолитности центральной части. Поэтому Синан придвинул их вплотную к углам куба. Необычайно высокие и стройные, благодаря удачно найденному соотношению между сечением и высотой, каннелированным стволам и граненым заостренным вершинам, они словно упираются в небо.
В комплекс Селимие входил и традиционный прямоугольный двор, но здесь его роль – постепенно «подготовить» человека к должной сосредоточенности и созерцательности – значительно усилена. Открытая площадь с возвышающимся в центре восьмиугольным фонтаном окружена широкой купольной галереей, прямо против фасада в середине галереи устроен главный вход с порталом и дополнительные входы – в боковых сторонах. Двор и здание представляют не обособленные друг от друга части, а единое целое.
По внутреннему виду Селимие несколько отличается от предыдущих работ Синана – купол опирается на сравнительно небольшие по ширине и высоте арки с круглыми в сечении подпорами, которые вплотную придвинуты к стенам. Подпоры уже не дробят пространство зала на отдельные «отсеки», и оно сливается с подкупольным. Таким образом, создавалось грандиозное, впечатляющее по размерам помещение.
Убранство мечети отмечено большей строгостью и сдержанностью, чем в других памятниках. Возможно, Синан хотел привести в соответствие внешнее и внутреннее убранство, тогда как раньше оно строилось на контрасте.
16 – н. 17 вв. оставили и другие значительные художественные памятники культового зодчества: духовные училища, монастыри, гробницы и др. Ведущая роль в их создании также принадлежала Синану и его ученикам, старавшимся творчески переработать, развить уже сложившиеся принципы архитектуры.
В этом смысле примечательно медресе в пригороде Стамбула – Ускюдаре. Взяв за основу традиционный тип, Синан спроектировал прямоугольный открытый двор, обнесенный широкой двухэтажной галереей под двумя рядами небольших куполов и аркадой внутри. Средняя часть галереи увеличена – в ней находится зал, увенчанный плоско-сферическим куполом, придающим всему сооружению законченный вид. По той же оси в противоположной стороне устроен вход в виде выступающего портала с нишей.
Насколько легок и изящен интерьер здания, с ясным ритмом светлых арок, маленьким фонтаном в центре двора, выложенного каменными плитами, настолько сурово внешнее оформление. Гладкие стены с двумя рядами окон лишены даже самых скромных украшений.
Общие моменты в планировке объединяют это медресе с другим, относящимся к комплексу Сулеймание: открытый двор, галерея с аркадой и купольным залом. Но крупные масштабы комплекса обусловили и новое решение. Синан соорудил «двойное» медресе, из двух одинаковых по площади частей, соединенных осевым проходом со стрельчатой аркой.
В 16 в. складывается тип турецкой бани. Архитектура бань, при сохранении единого принципа строительства таких сооружений, была различной. В Стамбуле, например, заметно выделяются среди прочих бани Хассеки, построенные Синаном неподалеку от мечети Айя-Софья. Из длинных просторных помещений для раздевания люди попадали в большие круглые залы для омовения с фонтанами посередине, освещенные многочисленными оконцами в высоких куполах. Главное заключается в том, что Синан и здесь использовал прием двойной постройки, расположив в непосредственной близости два одинаковых здания.
Неотъемлемую часть средневекового турецкого города составляли рынки, часто сохранившиеся еще от византийской эпохи. Каждый из них составляет целый лабиринт перекрытых сводчатыми крышами улиц и переулков, где лавки торговцев чередуются с мастерскими ремесленников. В сооружении рынков принимал участие и Синан – под его руководством в 1557 г. был закончен базар Тирьяки в Стамбуле, а в 1569 г. – базар Али-паша в Эдирне.
Литература:
Миллер. Искусство Турции. 1965.
Превью: Мечеть Сулеймание. Северный фасад с площадью и центральным фонтаном