Шарль-Андре ван Лоо (15 февраля 1705, Ницца — 15 июля 1765, Париж) — французский придворный художник эпохи рококо, любимец маркизы де Помпадур, «первый художник» при дворе Людовика XV.
Шарль-Андре ван Лоо происходил из старинной семьи художников, выходцев из Фландрии. Известным художником был и старший его брат, Жан-Батист ван Лоо.
Отец мальчика, художник Луи-Абрахам ван Лоо скончался, когда тому было всего 7 лет. Воспитывался в семье своего старшего брата Жана-Батиста и сопровождал его в поездках в Италию в 1712—1715 и в 1716—1718 годах. Во время этого второго путешествия занимался в Риме живописью под руководством художника Бенедетто Лути и скульптора Пьера Ле Гро. Был также учеником Пьера Гобера, придворного живописца короля Людовика XIV.
Первые картины художник создал на религиозные сюжеты. Впоследствии жанры,в которых он работал, были удивительно разнообразными. Ванлоо писал костюмированные и репрезентативные портреты, декоративные панно, исполнял картоны для мануфактуры Гобеленов, создавал произведения на мифологические и религиозные сюжеты.
Он одним из первых стал писать картины в жанре костюмированных сцен на восточные и экзотические темы. Картина «Отдых на охоте» была написана Ванлоо для столовой в малых апартаментах короля в Фонтенбло. На это время приходится расцвет творчества художника.
В 1720 Шарль-Андре приезжает в Париж и здесь рисует свою первую большую картину «Добрый самаритянин» (1723). Он служит помощником своему старшему брату при выполнении различных заказов, в частности при реставрации картинной галереи замка Фонтенбло (1724). Первый заказ получил в 1725 году на картину «Восшествие Христа во храм» для зала капитула собора Сен-Мартен-де-Шамп. Работал также над созданием декораций для Парижской оперы. За работу «Иаков убирает своё жилище перед отъездом в Вифлеем» художник получает Римскую премию Академии художеств.
В 1728 году художник приезжает в Италию. Здесь он пишет многочисленные полотна на религиозную и мифологическую тематику. В 1732 он направляется из Рима в Турин, где работает для короля Пьемонта и Сардинии Карла Эммануила III. В 1733 году ван Лоо, в связи с начавшейся войной за Польское наследство, возвращается на родину и в 1734 приезжает в Париж. В 1735 он становится членом Королевской академии художеств, в 1737 — профессором Академии.
В 1736 ван Лоо украшает картинами с охотничьими сценками залы Версальского дворца. В 1744 он рисует сценки для кабинета дофина в Версале. В 1740-е — 1750-е годы художник создаёт несколько серий картин, посвящённых древней истории, мифологии и религиозной тематике. При французском дворе он пользовался поддержкой королевской фаворитки мадам де Помпадур и постоянно получал от неё заказы. В 1747—1748 ван Лоо получает заказ на два портрета короля и королевы.
В 1754 он избирается ректором Академии, в 1763 — её директором. В 1750 художник был возведён в дворянское звание, в в 1751 — награждён орденом св. Михаила. В июне 1762 ему присваивается титул первого художника короля. В 1764 году ван Лоо предпринимает поездку в Лондон, и годом позднее умирает, в зените своего успеха.
Несмотря на успех и блестящую карьеру, произведения Ванлоо после 1750 подвергали критике за помпезность и фальшь. Тем не менее в 1771 известный ценитель живописи Д. Дидро советовал Екатерине II приобрести картины Ванлоо.
По имени Шарля Андре Ванлоо поверхностно-красивую манеру живописи иронически окрестили потом прозвищем «ванлотеровской».