Восток и рококо. Шинуазри, тюркери, жапоне в живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве XVIII в.

Про рококо и Восток

Длительная эпоха барокко во второй четверти XVIII в. во Франции завершается искусством стиля рококо (франц. rococo, от rocaille — декоративный мотив в виде раковины), архитектура которого явилась крайним выражением декоративности барокко. С ростом богатства страны в придворных и аристократических кругах усиливается тяготение к роскошной жизни, и эта тенденция отражается на характере искусства. По сравнению с парадностью и масштабностью барокко архитектура стиля рококо приобретает более интимный, камерный характер с изящными интерьерами. Зеркала, позолота, лепные узоры и прочие откровенно декоративные элементы формируют их пространственную структуру. Жилища оформляются в соответствии с характером жизненного уклада — беззаботной, подобной беспрерывному маскараду, жизни светских салонов, сосредоточенной вокруг женщин.

Китайский домик в потсдамском дворце Сан-Суси

В этот период усилилось влияние Востока, и прежде всего китайское. Владельцы особняков считали своим долгом иметь «китайский зал», от деланный деревянными панно лаковой работы и обставленный китайской мебелью и фарфором. Преобладали нежные пастельные тона, сочетания белого с голубым, зеленым или розовым и непре менно — золото. Главный мотив интерьера — не высокий камин с часами, канделябрами и прочи ми предметами украшения. Широко использова лись зеркала, которые зрительно «деформирова ли» пространственную структуру помещений.

Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. В мебели, как и при отделке интерьеров, использовались самые дорогие материалы — экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Еще одна китайская новинка — бумажные обои для оклейки стен. В убранстве широко использовались декоративные возможности бронзового литья и чеканки.

Из европейских художников, в творчестве которых, в разной степени и с различной акцентуацией, прослеживаются явные признаки ориенталистики, можно назвать Ж. О. Д. Энгра, О. Верне, Т. Готье, П.-Л. Делаваля, Ф. Буше, А. Ватто, Ж. Пиллемана,

Шинуазри

Чаепитие. Работа Ж. Шардена

Шинуазри, шинуазери (от фр. chinoiserie), дословно китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.

Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие как ветвь стиля рококо. Шинуазри — один из видов ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.

«Китайщина» представляется самым популярным из так называемых экзотических направлений в европейском декоративно-прикладном

Фреска в Италии, Джованни Доменико Тьеполо, 1757

искусстве XVIII столетия. Эпоха рококо с ее тягой ко всему необычному и экзотическому способствовала широкому развитию течения шинуазри.

Монархи и правители обращаются к философии и культуре Китая как заслуживающей длительного и серьезного обдумывания в эпоху Просвещения. Императрица Екатерина II подала образчик такого отношения обращением к этико-политическому учению Конфуция — руководству по управлению государством и народом. Она часто писала в переписке с Вольтером восхищенно о китайской философии. Екатерина II заказывала придворным архитекторам оформление парадных и жилых комнат в «стиле» шинуазри.

Появление

В конце XVII века аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Золотая и серебряная посуда продолжала считаться признаком роскоши и богатства, однако, она уже не могла конкурировать с тонкими и лёгкими фарфоровыми изделиями. Более того, посуда из фарфора была более гигиенична: не представляло никакого труда отмыть её гладкую поверхность. Китайские декоративные вазы также заняли почётное место в королевских дворцах.

Антуан Ватто. Соблазнитель (панно из особняка Нуантель). 1707—1708. Собрание Кэйе, Париж
Антуан Ватто. Фавн (панно из особняка Нуантель). 1707—1708. Собрание Кэйе, Париж

Около 1708 года Ватто написал 30 декоративных панно для

Ф. Буше. Игра в китайские шахматы, гравюра из коллекции музея Метрополитен

«кабинета короля» в Шато де ла Мюэтт. Сохранились исполненные по ним гравюры Буше, Обэра и других с фигурами в китайском стиле.

Сцены из жизни народов Востока, особенно Китая, увлекали Франсуа Буше, как и его современников-аристократов и буржуа эпохи рококо. Известно, что он собирал предметы восточного быта. Они впоследствии были выставлены на распродаже его коллекции произведений искусства в 1771 году. На гравюре «Игра в китайские шахматы» Буше запечатлел китайскую национальную игру сянци (аналог шахмат).

Многие картины Буше выполнены в стиле шинуазри, особенно серия картонов для ткацкой мануфактуры в Бовэ, исполненных в 1712 году (Безансон, Художественный музей).

Наиболее известным в Европе художником шинуазри был Ж. Пиллеман. Он работал в том числе в Лондоне, Лиссабоне, Мадриде, Вене, Варшаве, что способствовало распространению шинуазри.

Источников было несколько: ранние — это книги иезуитов и путешественников с гравюрами и рисунками.

Известно, что Людовик XIV получил от китайского императора в 1700 году 36 ширм и расписанные бумажные заготовки для экранов. В 1703 году в Версаль привезли еще 45 наборов для ширм и обои с печатным узором и ручной росписью. В спальне короля постели были покрыты китайскими шелковыми тканями.

Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль».

Утреннее чаепитие. Работа Ф. Буше
Буше. Китайская свадьба

На фоне этого увлечения фарфором, возник интерес к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был крайне поверхностным,

без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл древнего искусства. Знания о Китае у европейцев были тогда крайне скудными, поэтому мастерам XVIII века приходилось домысливать и фантазировать, используя собственные представления.

Примерно в это же время в Европе возникает культура чаепития.

Живопись

«Китайский сад» Ф. Буше

«Китайский стиль», или, по-французски, шинуазри, получил своё развитие, как

«ветвь» стиля рококо. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные и несерьёзные пасторальные картины. Персонажами подобных «китайских» сюжетов были императоры, их наложницы, танцоры и воины.

Художники рококо не преследовали цель показать жизнь в её реальном воплощении: их мир был достаточно иллюзорен и имел с действительностью мало общего. Китай на полотнах Франсуа Буше, скорее, похож на Версаль Людовика XV — главного заказчика подобных картин.

Спонсором фарфорового производства во Франции была фаворитка Людовика XV — маркиза де Помпадур. Она же была большой поклонницей шинуазри в живописи: по её заказу Франсуа Буше создал серию картин на «китайскую тему».

Шпалеры по картонам Буше

Принято считать, что эскизы Буше для шпалер навеяны рисунками иезуита Жана-Дени Аттире, миссионера, ставшего придворным художником китайского императора. По мнению X, Онур, Буше, возможно, заимствовал у Аттире некоторые детали (например, костюмы персонажей). «Китайские мотивы» Буше — плод фантазии художника, изображение придворной и сельской жизни Китая как сказочной Аркадии. Они укладываются в чисто европейскую традицию «chinoiserie», которой придерживался Буше. Художник написал также ряд картин на «китайские» сюжеты и создал декорации к балету Новера «Китайские празднества».

Картоны собственно из Безансона