Обязательная часть
ЗЕВС, Iupiter, сын Кроноса и Реи, отсюда Kronion, Kronidns, Saturnius; брат Посейдона, Гадеса, Гестии, Деметры и Геры, муж Геры, могущественнейший и высочайший из богов греческого народа, державный властитель мира, отец богов и людей.
Низвергнув в союзе со своими братьями Кроноса и Титанов, он разделил с ними мир: Посейдон получил море, Гадес — подземный мир, а Зевс небо; земля же и Олимп были их общим достоянием.
Как старший, сильнейший и умнейший (по Гесиоду же, который говорит, что совершенное следует за несовершенным, он младший), он имеет верховную власть над остальными: он царь богов. Его власть больше власти всех остальных богов вместе; поэтому все его боялись и почитали. Впрочем, другие боги оспаривают у него власть: особенно часто сопротивляется ему его жена и сестра Гера, его брат Посейдон и его любимая дочь Афина, потому что они думали, что имеют равную с ним власть, и старались силой и хитростью забрать его в свои руки; но их старания остаются напрасными, и виновные получают тяжелое наказание.
Зевс господствует на Олимпе, горе Фессалии, вершина которой покрыта снегом и уходит в небеса, эфир и облака. Небо есть его настоящее местопребывание; он производит всякие небесные явления. Он бросает молнию, свое страшное оружие, производит гром, собирает и разгоняет облака; а когда он потрясает своей страшной эгидой, то происходят бури и непогоды (eyruopa, pibremetns, erigdoypos, terpikeraynos, asteropntns, nepelngereta, kelainepns, aigioxos); с другой стороны, он же и успокаивает элементы, дает ясный день, посылает попутный ветер (aitrios, oyrios).
Устройство природы есть его дело; он производит правильную перемену времен года, т. к. Горы — его прислужницы, его дети от Фемиды. Он властвует над людьми подобно тому, как господствует над богами и природой.
Судьба людей находится в его руках. В его чертогах стоят два сосуда: в одном сосуде находятся злые дары, в другом — хорошие; он разделяет их по своему усмотрению; он взвешивает судьбу людей на золотых весах. Хотя он часто отождествляется с роком, но все-таки и против него выступает Moira, как самостоятельная сила, которой он не может избегнуть.
Зевс, как властитель, повелевающий всем, он знает будущее и настоящее; отсюда он бог всевозможных пророчеств, panompaios, бог голосов и звуков; он возвещает о судьбе, о своей воле посредством всевозможных знамений, сновидений, молнии и грома, полета птиц и оракула. Аполлон есть только язык своего отца. Но этого всеведущего и всемудрого бога можно было обмануть и провести. Он находится также во власти Atn (ослепления).
Всякий порядок в жизни людей, законы, право — идут от Зевса и находятся под его покровительством. Как царь богов (anax, basileus), он есть также и учредитель царского достоинства на земле. Он наблюдает за исполнением законов, за соблюдением клятвы (orkios); он — покровитель народных собраний и совета (agoraios, boylaios); Фемида, Дика и Немесида — его союзницы.
Подобно тому, как он охраняет государство, он охраняет семью и дом; поэтому он, как erkeios, erkeios, имеет в середине каждого двора алтарь. Он оберегает права гостя, беглеца, просящего защиты (xenios, ikesios) и вообще всякие постановления законов, обычаев и религии. Таким является Зевс у Гомера и в последующее время.
Все греки почитали и признавали его высочайшим национальным божеством. Самым блестящим праздником в честь его были общественные игры в Олимпии (Zeus olumpios, agonios), в которых принимали участие греки всех племен и земель. В отдельных местах сохранились от древнейшего времени представления Зевса, носившие совершенно иной характер, чем представления гомеровского или олимпийского Зевса. Как бога природы и оракула его чтили уже с древнейших времен в Додоне; эпитеты его Dodonaios, Pelasgikos. Его считали богом, посылавшим плодородие и пищу, господствовавшим в эфире и открывавшим свою волю посредством шума деревьев. Самым древнейшим способом гадания было гадание по шуму священного дуба (pngos), изъясняемому жрецами, Selloi или Elloi, которые не мыли никогда ног и спали на голой земле. Употреблялись в различные времена и другие способы пророчеств: по шуму ключа, вытекавшего из-под корня дуба, по полету посвященных Зевсу голубей, по звуку медных литавров, повешенных на ветвях дерева, по жребию.
А вот тут уже веселее
С Зевсом, царившем в эфире, уже рано вступает в связь богиня Гея, им оплодотворяемая и все питающая земля; додонские жрицы, Peleiades (дикие голуби), пели ей песню: «Зевс был, есть и будет; о величайший бог Зевс! Земля дает плоды, поэтому называйте матерью Гею». Жрицы установлены, вероятно, вместе со жрецами, с тех пор как к Зевсу была присоединена Диона, как соучастница по храму. Во времена пеласгов это был самый главный оракул; но с тех пор как у эллинских племен стал пользоваться особенным уважением Дельфийский оракул, Додонский отошел на задний план, хотя всегда занимал довольно видное место, и при важных обстоятельствах к нему нередко обращались за советом, преимущественно же этолийцы, акарнаны и эпироты.
Критский Зевс был богом природы, подобным додоновскому Зевсу. Он родился на земле, на Крите, тайно от Кроноса, т. к. мать боялась, что Кронос съест его; куреты оберегали его и воспитали. Нимфы Адраста и Ида, дочери Мелиссея, кормили его молоком козы Амалфеи и медом, который пчелы приносили с горы. Выросши и сделавшись сильным, Зевс вступил в борьбу с Кроносом и Титанами из-за владычества над миром.
Т. к. Зевс родился на Крите, то там показывали даже его могилу; его чтили там в оргиях, как бога природы, который вместе с природой сам расцветает и умирает. Жрецы его, куреты праздновали оживление природы; эти празднества сопровождались ликованиями, громкой музыкой и танцами в оружии; празднования смерти сопровождались трауром и воплем. Вероятно, в древние времена его представляли себе в виде быка, символа плодородия; приняв вид быка, он похищает Европу, от которой он имел сыновей: Миноса, Радаманта и Сарпедона.
Аркадский Зевс, Lykaios, культ которого установил Ликаон, сын Пеласга; он имел жертвенник на самой высокой вершине Ликеона; он имел черты, сходные с чертами критского Зевса. Здесь, в одной из долин Ликеона, которая называлась Критом, он был воспитан нимфами. Этому Зевсу, как и критскому Зевсу и Зевсу Лафистию в Беотии и Фессалии, приносили в древние времена человеческие жертвы.
При стремлении древних греков выводить сущность своей религии из Египта сходство Аммонова оракула с оракулом додонского Зевса могло быть причиной смешения этих божеств.
Как земное божество, он назывался Zeus Troponios и имел храм и оракула у Лебадеи.
О детях
- Дети Зевса от Геры: Apec, Гефест и Геба;
- от Латоны — Аполлон и Артемида;
- от Майи — Гермес;
- от Деметры — Персефона;
- от Дионы — Афродита;
- от Семелы — Дионис;
- от Фемиды — Горы и Мойры;
- от Евриномы — Хариты;
- от Мнемосины — Музы.
Афина родилась из его собственной головы, после того как он проглотил свою первую жену — Метиду (мудрость). Кроме того, от него произошло множество героев, между которыми самые замечательные: Геракл, сын Алкмены, Персей, сын Данаи, Кастор и Полидевк, сыновья Леды.
Зевсу посвящены были — орел, скипетр, громовой молот и чаша, как знак его культа; как покровительствующий состязаниям и дарующий победу, он носил в руке Нику.
Из эпитетов его укажем еще на следующие: alastor и alistnrios — мститель, alexikakos — отвращающий несчастья, eleyterios, epestios — покровитель дома, gamnlios и zugios — покровитель брака, genetlios — родоначальник, Ellnnios, Panellnnios; etios — ниспосылающий дождь, ypatos, ypistos, Idaios; xatarsios — очиститель, kataibatns — нисходящий сверху, громовержец; meilixios — милостивый; morios — покровитель маслин; niknporos, patroos, pratrios — защитник фратрий, puxios — покровитель бегства, polieus — защитник города, sotnr, saotnr, stratios.
Про статуи
Самый совершенный идеал Зевса воспроизвел Фидий в статуе этого бога в Олимпии; сюжетом для статуи послужило одно место из Гомера. Эта статуя представляет Зевса как всемогущего властителя, всюду побеждающего и милостиво исполняющего просьбы людей. Он представлен здесь сидящим на троне, украшенном золотом и слоновой костью, вышиной почти 50 футов, на пьедестале в 12 футов вышиной. Само тело сделано было из слоновой кости, а одежда, спускающаяся на бедра, из золота. Характерные черты статуи следующие: волосы, подымающиеся на середине лба и падающие роскошными кудрями на обе стороны; далее лоб, вверху ясный и светлый и внизу могущественно округленный; глубоко лежащие, широко открытые, округленные глаза; тонкий, нежный абрис губ и щек, большая, густая борода, широкая грудь и сильное телосложение без особенно сильной мускулатуры. Эта статуя служила образцом для многих последующих изображений Зевса
Совершенно в ином роде — изображение Зевса с малой бородой и не столь энергичным выражением лица, равно как и головы Зевса с чертами, носящими на себе следы возбуждения, аффекта, известного проблеска гнева и воинственности; эти изображения представляют его воинственным и карающим. Римский Iupiter совершенно одинаков по имени (Iupiter, Iovis = Zeus, причем j переходит в z, как в слове jugum = zygon) и вообще по значению с греческим Зевсом. Он есть небесный отец, властитель неба, от которого исходят все небесные явления (Fulminator, Tonitrualis, Pluvius, Serenator, Lucetius, Diespiter).
To место, в которое ударяла молния, считалось священным и было освящаемо понтифексом. Понтифекс собирал землю, на которую упала молния, и закапывал ее вместе с кремнем, символом молнии; тихо читая молитву, он освящал место приношением в жертву двухгодовалой овцы (bidens, почему и место называлось bidental), воздвигал жертвенник и окружал это место оградой, чтобы никто не ходил по нему (puteal). Верили, что посредством известных церемоний можно вызвать с неба молнию, поэтому Юпитер получил название Elicius.
О функционале
Будучи царем небесным, он был в то же время властителем и правителем всего мира. От него зависела судьба и отдельных лиц, и целых народов и государств. Как высочайший и лучший (Optimus, Maximus), он был по преимуществу защитником Римского государства, которому он предназначил владеть миром; он был самым главным богом римской религии. На Капитолии, в средоточии римского государства, стояло важнейшее святилище его (Capitolinus); здесь приносил ему жертву юноша, делавшийся полноправным гражданином, консул, вступивший в должность, полководец, выступивший в поход и возвращавшийся с триумфом; самую лучшую добычу (spolia opima), доспехи, снятые с неприятельского предводителя, полководец посвящал Юпитеру, как Iovi Feretrio.
Т. к. он предводительствовал войсками в сражениях и доставлял победы, то он назывался Imperator, Victor, Opitulator, Stator (останавливающий бегство). В честь этого высочайшего государственного бога в Риме праздновали капитолийские и большие игры; а на Албанском холме в честь Юпитера, как I. Latialis (или Latiaris), покровителя Латинского союза, праздновались Feriae Latinae.
T. к. он управлял судьбами людей, то ему были посвящены самые важные дни года — иды каждого месяца. Его призывали на помощь при всяком более или менее важном предприятии. Земледелец устраивал в честь его праздник при посеве и жатве; сбор винограда начинался всеобщим праздником в честь Юпитера по всему Лациуму. Отношения и учреждения, освященные религией и обычаями, как, напр., брак, гостеприимство и международное право, стояли под его покровительством.
Подобно греческому Зевсу, он был богом пророчеств, который возвещал будущее посредством грома и молнии, сновидений, полета и голосов птиц, а равно и поведением птиц во время их кормления.
После того как греческая мифология вошла в римскую религию, Юпитера начали считать сыном Сатурна и Опы (Ops), которые отождествлялись с Кроносом и Реей. Юнона и Минерва были связаны с ним, как жена и дочь, вероятно, вследствие греческого влияния, ибо древнеиталийский Юпитер, как кажется, представлялся бессемейным.
Жёны и возлюбленные Зевса. Дети громовержца
Жёнами Зевса были:
- Метида (проглочена Зевсом)
- Фемида
- Гера (последняя «официальная» жена Зевса). Согласно Каллимаху, когда миром правил Кронос, Зевс и Гера 300 лет скрывали свой брак.
У Зевса было множество возлюбленных:
- Евринома
- Деметра
- Мнемозина
- Лето (Латона)
- Ио
- Европа
- Леда
и многие другие.
Возлюбленной Зевса именуется также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, а также Фива и Фтия.
Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества — нереида родит ему сына, который во всём будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес.
Синопа и Медея отвергли Зевса.
Также его возлюбленным называют юношу Айтоса и Ганимеда.
Страшные истории
В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону,
- в облике быка и птицы — Европу,
- в облике быка — Ио,
- в облике орла — Ганимеда,
- в облике лебедя — Немесиду (ставшую гусыней) или Леду,
- в облике перепела — Лето,
- в облике муравья — Евримедусу,
- в облике голубя — Фтию,
- в огненном обличии — Эгину,
- в виде золотого дождя — Данаю,
- в облике сатира — Антиопу,
- в облике пастуха — Мнемосину,
- в облике жеребца — Дию.
Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио — в корову.
Иногда Зевс почитался в виде жука.
Божества
- Адрастея (Астрея) — богиня справедливости, от Ананке или Фемиды.
- Геката — божество лунного света, от Астерии, Деметры или Геры.
- Эрот — бог любви, от Афродиты (по одной из версий).
- Арес — бог войны, от Геры.
- Геба — богиня юности, от Геры.
- Гефест — бог огня, покровитель кузнечного ремесла, от Геры (согласно Гомеру).
- Илифия — богиня-родовспомогательница, от Геры.
- Персефона (Каллигения) — богиня плодородия и царства мёртвых, от Деметры или Стикс.
- Асоп Флиасийский — божество реки, от Евриномы (по одной из версий).
- Мнемозина — титанида, мать муз, от океаниды Климены (по одной из версий).
- Близнецы Аполлон и Артемида — от титаниды Лето (Латоны).
- Гермес — бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, от плеяды Майи.
- Афина — богиня справедливой войны и мудрости, от океаниды Метиды, первой жены Зевса. По Гесиоду, Зевс проглотил беременную Метиду и родил Афину самостоятельно. По другим версиям, Афина родилась от Геллении или Корифы (дочь Корифы носит имя Кория у аркадян).
- Сабазий (он же «старший Дионис» или Загрей) — божество мистерий, от Персефоны. Зевс посетил Персефону в виде змея, и та родила ему рогатого младенца.
- Артемида первая от Персефоны.
- Мелиноя — богиня подземного царства, от Персефоны.
- Афила, отождествляемая с Персефоной, от Реи.
- Пандия — богиня полуденного солнца, от Селены.
- Герса — от Селены или Эос.
- Дионис — бог виноделия, от Семелы, дочери Кадма.
- Карпос, от богини Хлориды.
- Эгипан, иногда отождествляемый с Паном, от козы или Эги.
- Пан — бог-покровитель стад, от Гибрис, Фимбриды, нимфы Ойнеиды или Каллисто.
- Тиха — богиня случая, по версиям одна из мойр, мать неясна.
- Алефейя (версия), Гелиос первый (версия), Кер (версия). Мать неясна.
Группы детей
- Хариты — богини веселья и радости жизни, от океаниды Евриномы (согласно Корнуту, Евридомы).
- Музы (Евтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа) — покровительницы наук, поэзии и искусств, от титаниды Мнемозины.
- Керасты — «рогатые кентавры», рождены от семени Зевса, извергнутого на почву Кипра от любви к Афродите.
- Корибанты — мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, от Каллиопы (по одной из версий).
- Куреты — демоны растительных сил земли, от Геры или Иды.
- Мойры (Клото, Лахесис и Атропос) — богини судьбы, от Фемиды или Ананке.
- Оры — богини времен года, от Фемиды.
- Анакты (Дионисий, Евбулей и Тритопатрей) — диоскуры, дети Зевса первого и Персефоны.
- Эринии — богини мести. По орфикам, девять дочерей Персефоны и Зевса Хтония.
- Старшие музы (Телксиопа, Аэда, Арха, Мелета) — дочери Зевса второго.
- Офрийские нимфы.
- Полидевк и Елена от Леды
Герои
- Агдистис — от семени Зевса и земли.
- Аммон — от плеяды Пасифаи.
- Близнецы Амфион и Зеф — от Антиопы, дочери Никтея.
- Аргос (либо также Пеласг) — от Ниобы.
- Аркад — от Каллисто.
- Аркисий — от Евриодии (по одной из версий).
- Атимний — от Кассиопеи.
- Бритомартида — от Кармы.
- Вифий — от Фраки.
- Гармония — от Электры (по одной из версий).
- Геракл (Геракл шестой) — от микенской царицы Алкмены.
- Геракл первый — от Лисифои.
- Геракл четвёртый — от Астерии.
- Герофила — от Ламии.
- Грек и Латин — от Пандоры (по одной из версий).
- Дардан и Иасион (Ээтион) — от Электры.
- Додон — от Додоны.
- Елена — от Немесиды или Леды.
- Иарбант. Ливиец.
- Карий — от Торребии.
- Карней — от Европы (по Праксилле).
- Диоскуры Кастор и Полидевк (либо только Полидевк) — от Леды.
- Колакс — от Горы.
- Коринф — от Электры (по одной из версий).
- Кориф. Италийский царь.
- Кринак (версия).
- Лакедемон — от Таигеты.
- Локр — от Меры.
- Магнет и Македон — от Фии.
- Манес (лидиец) — от Геи.
- Мегар — от сифнидской нимфы.
- Мелитей — от нимфы Офреиды.
- Минос, Сарпедон и Радаманф — от Европы.
- Мирмидон — от Евримедусы.
- Опунт — от Протогении.
- Орхомен — от Гермиппы, либо Исонои или Гесионы.
- Палики — от Этны или Талии.
- Персей — от Данаи.
- Пирифой — от Дии (или Климены), жены царя лапифов Иксиона.
- Саон — от нимфы.
- Сарпедон — от Лаодамии, дочери героя Беллерофонта.
- Скамандр (версия).
- Скиф — от женщины-змеи (Ехидны) .
- Спартей, Кроний и Кит — от Гималии.
- Тантал — от нимфы Плуто или Сипилы.
- Таргитай — от дочери Борисфена.
- Тевкр — от Электры (по одной из версий).
- Титий — от Элары.
- Фасис — река, именуется отпрыском Зевса.
- Эак — от Эгины, дочери речного бога Асопа.
- Эллин — от Пирры (по одной из версий).
- Эмафион — от Электры.
- Эндимион — от Калики (по одной из версий).
- Эпаф и Кероесса — от Ио.
- Этол — от Протогенеи (по одной из версий).
- Эфлий — от Протогенеи.
- А также: Ата, Басилея (по Аристофану), другие нимфы.