У нас есть план:
- Эстетические приоритеты французского королевского двора эпохи Столетней войны
- Покровительство развитию книжной миниатюры и создание книжных коллекций
- Заказ предметов ДПИ и шпалер, их место в музеях мира
Ты помнишь, как всё начиналось
В 1328 году последний король капетингской династии Карл IV Красивый умер, не оставив мужского потомства, и, по праву ближайшего родства, на троне оказался двоюродный брат покойного Филипп Валуа, ставший королём Франции Филиппом VI. Подобное не пришлось по вкусу английскому королю Эдуарду, самому притязавшему на французский престол по равному с двоюродным братом Карла Красивого праву — по женской линии (его матерью была сестра Карла — Изабелла). Соперничество королей а также неудовлетворённые территориальные притязания англичан привели к началу войны, которую историки позднее назовут Столетней (1337—1453 годы)
Не подготовленная к войне держава Филиппа терпела одно поражение за другим, ситуация осложнялась ещё и тем, что новый король чувствовал себя на троне не слишком прочно, у него был только один сын, случись таковому умереть, Франция могла быть ввергнута в хаос. Королю спешно требовались внуки, потому принц Иоанн в 13 лет был объявлен совершеннолетним, наделён титулом герцога Нормандского, и отец принялся подыскивать ему невесту. Граф Люксембургский Иоанн предложил Филиппу выбрать из двух своих дочерей, и тот незамедлительно остановился на старшей, Гуте (во Франции её имя перевели, и превратили в Бонну), которой в то время было 17 лет. Его надежды не были обмануты, герцогиня Нормандская за 11 лет родила девять принцев и принцесс, обеспечив таким образом будущее французского королевского дома.
Жан Беррийский был третьим сыном в семье, родившись 30 ноября 1340 года, в день Святого Андрея, и был
крещён как и его старший брат Карл в церкви Сен-Пьер де Монтрёй. Восприемником от купели был граф Жан д’Арманьяк, в честь которого (а также в честь Святого Иоанна Крестителя) новорожденный получил своё имя. Всю свою дальнейшую жизнь герцог Беррийский с особым почтением относился к двум «своим» святым — в Великолепном Часослове даже сохранилось его изображение в молитвенной позе, между Св. Андреем и Св. Иоанном. Также он неизменно оказывал почести мощам Св. Андрея, если бывал в городах, где они хранились, — в Бурже, Брюгге и т. д. Кормилицей новорожденного стала Жиль (или Жильон) де Комон, супруга рыцаря Жоффруа де Жермоля. Глубоко преданная своему воспитаннику, она оставалась подле него вплоть до своей смерти в 1400 году, в возрасте около 80 лет, в то время как её муж исполнял обязанность мэтр д’отеля герцогского дворца.
О ростках (об эстетических предпочтениях)
Первые ростки светского собирательства проявились во 2-й половине XIV века при Карле V. Этот период стал временем затишья в Столетней войне. Для демонстрации усиления королевской власти Карл V развернул работу по реконструкции резиденции, уделяя внимание внутреннему убранству.
В этот период сложилось несколько очагов культуры; при королевском дворе, папском дворе в Авиньоне, при дворах герцогов Анжуйского и Бургундского; наивысший же расцвет был достигнут при Жане Беррийском.
В то время зародилась традиция сбора книг французскими монархами. Как отмечал Ж. Гигар, «Любовь к книгам всегда была достоянием королей Франции: каждый из них составлял коллекции, значительные для своего времени.»
Ж.Гигар выделил четыре типа коллекционеров книг: первый — французский двор и Карл V, при котором была создана обширная коллекция книг для изучения. К 1380 г., когда была первая перепись книг, коллекция состояла более чем из 900 томов. Кроме того, при королевском дворе сложился кружок знатоков, членами которого были П.Берсюир и т.д.
Герцог же Беррийский собрал значительную коллекцию книг. Он их покупал, получал в подарок, но чаще
всего заказывал. Начал он собирать свою библиотеку в 1371 году с покупки 4 романов. В результате у него было около 300 рукописных книг. Хранителем его коллекции был П. де Вероне (Пьер Веронский). Особую гордость библиотеки составляли часословы, для оформления которых он приглашал лучших иллюстраторов Франции.
Помимо французских художников и архитекторов он пригласил к себе испанских керамистов и фламандских мастеров-ювелиров.
Помимо книг, Карл V и Жан Беррийский имели в коллекциях и другие предметы, проявляя интерес к дорогим и красивым вещам, а также к необычным, странным предметам, получившим название курьёзов. Ими были собраны предметы из драгоценных металлов, поступавшие из Рима и Константинополя, вышивки и шпалеры из Флоренции и Англии, ткани с Востока и Кипра и из Венеции, рога единорога, язык змеи и т.д.
Коллекция Ж.Беррийского носила переходный от средневекового к ренессансному характер. Переплеты многих его книг украшались драгоценными камнями, в его собраниях были «Рубин Македонского», «алмазы св. Людовика», перстни, флорентийские и английские вышивки, и яйца страуса.
Жан Беррийский — не только увлеченный собиратель роскошных книг и редкостных художественных предметов, но и предтеча тех, кто создавал барочные кунсткамеры; в его сокровищницах — рог единорога, зуб кита, кокосовые орехи, раковины 7 морей и обручальное кольцо св. Иосифа. Досужую забаву он превратил в искусство.
Коллекционер и меценат
Жан Французский, герцог Беррийский (1340 —1416) был личностью далеко не заурядной. Дип ломат, полководец, государственный деятель, ме ценат, он играл заметную роль в истории Франции той эпохи: все 76 лет его жизни приходятся на годы Столетней войны с Англией (1 3 3 7 — 1453). Сражения и заговоры, дипломатические миссии, годы плена, проведенные Жаном Беррийским в Англии (в качестве заложника за своего отца Иоанна Доброго), кровавая распря между двумя ветвями королевской семьи — Орлеанской и Бур гундской (война Арманьяков и Бургиньонов), во время которой герцог потерял много близких и его собственная жизнь не раз висела на во лоске, а многие его владения были разграблены и сожжены, частые эпидемии чумы, опустошавшие Европу, — все это воссоздает картину, далекую от мирного благоденствия, отнюдь не благоприятст вующую увлечению искусством. Но действенная потребность прекрасного навсегда оставила имя Жана Беррийского в памяти человечества.
Герцог любил окружать себя красивыми и редкими ве щами. Его инвентари изобилуют перечислениями удивительных по красоте и ценности рубинов, сапфиров, тончайших изделий ювелирного мастер ства, драгоценных ковров и т. д.
Но самыми ценными и самыми любимыми среди всех этих сокровищ были манускрипты. С ненасытностью
подлинной страсти герцог не только собирает и скупает рукописи, но и заказывает новые самым прославленным и одаренным художникам. Жан Беррийский, очевидно, обладал даром находить и привязывать к себе талантливых людей: среди его приближенных был известный писатель Жан Аррасский (по некоторым источникам — секретарь герцога), прославивший свое имя переработкой народных сказаний в «Роман о Мелузине» (около 1390), его библиотекарем и советником в делах искусства был миланский миниатюрист Пьер Ве ронский. Известнейшие ювелиры, архитекторы и художники трудились при его дворе над созданием рукописей, возводили и украшали соборы и замки: среди них были Ги де Дамартен и его брат
Дре, Андре Боннёве, Жакмар Эсденский и, наконец, братья Лимбурги.
В инвентарях герцога значится большое количество великолепных манускриптов не только религиозного, но и светского содер жания: 41 историческая хроника, 38 рыцарских романов, путешествие Марко Поло, географичес кие карты, сочинения Аристотеля, Боккаччо, книги по астрономии, астрологии и т. д. Кроме того, 15 библий, 16 псалтырей, 18 требников, 6 миссалов и 15 часословов.
Именно последние составляют наиболее интересную и ценную часть библиотеки. Можно предположить, что Жан Бер рийский предпочитал заказывать своим художни кам именно часословы, поскольку они не входили в ранг церковных книг, не были канонизированы, и мастер чувствовал себя здесь свободнее, многое зависело от воли и вкуса самого заказчика.
Известны два часослова, выполненные братьями Лимбургами для герцога Беррийского. «Прекрасный часослов» и «Великолепный часослов». Первый был создан до 1413, так как он упоминается в инвентаре этого года, второй — до 1416, поскольку 15 июля 1416 года скончался герцог, а братья Лимбурги, как принято считать, умерли на несколько месяцев раньше него, то есть в феврале—марте этого года. В инвентаре 1416 года часослов значится как незаконченный.
Страстный собиратель и щедрый меценат, герцог в соответствии со своим социальным статусом и духом времени приобретал ювелирные изделия, драгоценные камни, роскошные ковры, дорогие ткани, золотую посуду, церковную утварь. Но при этом его гардеробная, в отличие от гардеробной брата, короля Карла V, была уже не собранием предметов роскоши, а помещением для коллекций тонкого знатока и любителя искусства.
Он целенаправленно искал и приобретал византийские вазы, античные и восточные камеи и медали, платил большие суммы за часословы-молитвенники с прекрасными миниатюрами, исполненными по его заказу выдающимися художниками. Около 1380 г. специально для герцога был изготовлен золотой кубок весом 1,93 кг, богато украшенный изображениями из разноцветной эмали, На его крышке и боковых сторонах художник представил сцены из жизни святой Агнессы, на ножке — символы евангелистов. Ныне это выдающееся произведение французского ювелирного искусства является одним из самых известных экспонатов Британского музея и носит название «Кубок французских и английских королей».
Круг интересов Жана Беррийского не ограничивался только произведениями искусства. Он с увлечением