Революционно-демократическая концепция русской истории. Научная деятельность А.П. Щапова

Щапов Афанасий Прокопьевич (1830-ФВ 1876) - русский историк и этнограф, публицист, экономист и философ, близкий по мировоззрению к народничеству. Изучал влияние природной среды и экономики на исторический процесс, жизнь народа как главный фактор истории, женский вопрос.

Родился в с. Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии, в семье священнослужителя. В 1839-1846 учился в Иркутской бурсе, а затем - в семинарии. В 1852 продолжил обучение в Казанской духовной академии. Здесь познакомился с богатой библиотекой рукописей Соловецкого монастыря, которая во время Крымской войны была перевезена в Казань. Щапов А.П. участвовал в составлении описи этих рукописей и сделал для себя множество выписок оттуда.  Около 1856 ему была присвоена степень магистра. Тема магистерской диссертации, опубликованной в 1858, - "Русский раскол старообрядства". В 1860 был назначен профессором русской истории Казанской академии и Казанского университета.

По Щапову Я.П., корни церковной десятины восходят к практике обеспечения языческих святилищ; реликты в виде торговой и судебной десятин сохранялись до XVI в. (споры учёных вызывают десятины и др.централизованные сборы в пользу церкви в виде подымного). Его теорию можно назвать земской или общинно-колонизационной. "По старинному народному принципу... - земля составляла основу всего народного бытового строя". Отсюда название областей "землями" и людей "земскими". Вольный процесс устройства народом земского мира совершался в такой естественной последовательности: "рядом, на одной земле и воде, в колонизационно-географической и общинно бытовой связи, сами собой, без всяких указов, устроялись... два первичных мира - городской и сельский, город и село... В лесу посажался починок и разрастался в село". К нему приселялись "починки", "деревни на поле", "приселья" и т.д., которые образовывали уезд или волость; отсюда "село с уездом". Каждое поселение составляло особый мир, равно как и уезд, почему в актах и говорится без различия: со всею волостью или со всем миром. Из первичных сёл или починков "на почве вольнонародного, земского строения, путём торга и промысла" выросли посады и образовались посадские миры, почему и городские общины назывались мирами. Волостные или уездные миры естественно-историческим путём по речным системам и волокам смыкались в областные общины. В жизни областей были две "последовательно-преемственные формы": особно-областная и соединённо-областная. Характерная особенность первой: вольное устройство путём колонизации на особой речной системе или отдельном волоке; стремление местных общин к "особности"; деление населения на историко-этнографические группы по областям; местное "земскосоветие", федеративное взаимодействие и междоусобная борьба областных единиц. Следовательно, истории русской земли нет; есть только история отдельных областей и их отношений между собой.

Соединённо-областная форма возникла после Смутного времени, после розни областных общин и решения их, на своих областных земских соборах, быть в единении, любви и совете; так появилась земско-областная федерация. Таким же путём смыкания снизу вверх возникло и управление на почве колонизационного устроения и географического соотношения. Сельский мир управлялся сельским мирским сходом, волостной - волостным и т. д. Земский собор всех людей русской земли был выражением соединённо-областной организации русской земли.

В построении Щапова А.П. видную роль играет колонизация, которая стоит в зависимости от распределения экономических ценностей и, в свою очередь, определяет их ("Историко-географическое распределение русского народа", в "Русском Слове" 1864 и 1865).

В 1861 произнёс речь на демонстрации протеста в связи с расстрелом в с.Бездна, за что был уволен с профессорской должности и в 1864 был выслан в Сибирь. В составе экспедиций отдела Географического общества совершил поездки в Туруханский край и Кудинской степи, с целью изучения хозяйства и быта эвенков, бурят и якутов.

В 1873 начал сотрудничать в газете "Сибирь", на страницах которой публиковал работы по истории, географии, этнографии и экономике Сибири. В 1874 скончалась его жена Ольга Ивановна, которая всю себя посвятила своему мужу. От своей "земской" теории Щапов А.П стал отказываться с 1863-1864. "До 1863 г. земство и земское саморазвитие было моей idee fixe. Я защищал инициативу и самодеятельность сил народа в деле его социального саморазвития... Со времени 1864 г. я стал думать иначе".

Дальнейшая - или, вернее, дальнейшие теории Щапова А.П. страдали запутанностью и отсутствием юридической определенности. "Если Щапов, - говорит Козьмин Н.Н. в "Книговедении", - был одним из вождей известной исторической школы, то он же явился в своих сочинениях (о Сибири) если не вождем, то вдохновителем, знаменем целого ряда областных деятелей родного края, видные представители которых группировались около "Сибири" и "Восточного Обозрения". Щапов А.П. признавал сибиряков "более корыстными и буржуазными, чем великорусский народ", но его идеи, его сочинения сделали своё дело - вся "молодая Сибирь" многим обязана Щапову А.П. Он намечал вопросы, которые потом разрабатывались в сибирских газетах. Сибирские деятели могут применять к нему стих Данте: Tu duca, tu signore, te maestro.

Несмотря на интенсивную научную деятельность, всю жизнь учёный прожил в бедности.