Арабское языкознание в Средние века

В 632 г. было основано военно-теократическое государство Халифат, которое просуществовало почти 6 столетий. В связи с распространением арабского влияния возросла роль арабского языка (первоначально языка койне). С первых веков существования ислама изучение арабского языка занимает особое место, филология становится одним из почётнейших занятий выдающихся учёных средневекового Востока. Предание приписывает инициативу создания грамматики арабского языка халифу Али (656-661): вера, воплощённая в Коране, была изречена Богом пророку на арабском языке.

Теория о превосходстве арабского языка над всеми языками мира => запрет перевода Корана на другие языки. Забота о чистоте арабского языка и о его изучении приобретала общегосударственное значение. Грамматические исследования начали распространяться из г.Басры и г.Куфы – грамматическиешколы (басрийская и куфийская), которые позднее уступили научное первенство Багдаду (столице Арабского халифата, позднее возникли андалусская (в Испании) и египетско-сирийская филологическая школа).

В 7 в. басриец ад-Дуали занимается описанием грамматических явлений арабского языка, вводит в арабское письмо дополнительные графические знаки для обозначения гласных фонем, для выражения словоизменения.

В 1 половине 8 в. басрийские филологи составляют основы описательного анализа норм классического арабского языка. Во 2 половине  8 в. трудами аль-Халиля ибн Ахмеда (из Басры) устанавливается теория арабского языка как самостоятельный раздел филологической науки, теория аруда (учение о системе метрического стихосложения, просодия речи, ритмическое и морфологическое построение арабского слова, минимальной единицей анализа является харф – речевой сегмент, состоящий из согласного и краткого гласного компонентов.

Аль-Халиль разделял 3 вида анализа и описания фонетического явления: исходные признаки, позиционные варианты и изменения звуков, происходящие при образовании грамматических конструкций;  усовершенствовал знаковую систему обозначения кратких гласных фонем.  

Во 2-й половине 8 в. образовалась куфийская школа: 1-ю куфийскую грамматику арабского языка и "Книгу о единственном и множественном числе". Сибавейхи (перс из Басры, 2-я пол.8 в.) составил обширный "Аль-Китаб" ("Книга"), определяет нормы языка и грамматические частности, подтверждая их стихами из Корана и древней поэзии (более тысячи стихов). К этому времени арабское языковедение определяет основные аспекты грамматического анализа языка, при разборе и описании словообразовательных процессов применяется метод моделирования по теории аруда.

Явления словоизменения изучаются с точки зрения как формы, так и значения. В отличие от эллинов и римлян, арабы отличали букву от звука, графический символ речевого звука и собственно речевой звук, отмечая несоответствие между написанием и произношением. Сибавейхи описывает 16 мест образования звуков и классифицирует  звуки арабской речи с их точной артикуляцией и комбинаторными изменениями.

Следуя Аристотелю, арабы установили 3 категории частей речи: глагол, имена и частицы К концу 8 в. относится деятельность филолога аль-Кисаи, "Трактат о грамматических ошибках в речи простого народа", содержащий важные диалектологические сведения. Труд Абу Убейда "Классифицированная устарелая лексика", словари диалектной и древнеарабской лексики. Обсуждаются грамматические вопросы между представителями басрийской и куфийской школ, что отмечено в работе филолога из Багдада Ибн аль-Анбари "Беспристрастное освещение вопросов разногласия между басрийцами и куфийцами", где рассматривается 121 проблема языка.

Общими остаются основы анализа языка: объектом исследования является арабская поэтическая и прозаическая речь в устных и письменных формах, а предметом – нормативность языковых выражений. Продолжается полемика о степени  правомерности метода аналогии для выведения грамматического правила.

К началу 10 в. устанавливаются понятия и терминология грамматического анализа, основные положения грамматической теории систематизируются. Арабское грамматическое учение как самостоятельный раздел арабской языковедческой традиции формально завершается.

Лексикологические исследования выделяются в особую научную дисциплину. В 1-й половине 10 в. в багдадской школе возникает третье направление в языковедческой традиции, благодаря труду Ибн Джинни "Особенности арабского языка", который грамматику сочетает с лексикологическими вопросами; экспериментально определяет, в каком количественном отношении воплощён в лексике арабского языка весь состав теоретически возможных сочетаний харфов.

Большой ряд вопросов затронут в работах Ибн Фариса ("Книга о лексических нормах", "Предания арабов о своей речи", "Краткий очерк о лексике"), в их числе – об объёме словарного состава арабского языка, о классификации лексики по употреблению, об исконной и заимствованной лексике и др.

К 11 веку выделяются научные отрасли, изучающие нормы выразительной речи; определяются два взгляда на речеобразование: соблюдение правильности языковых выражений и достижение совершенства речевых образований. Первое изучается в грамматике и лексике, второе – науками о смысле, о тропе, о красноречии.

В 11-13 вв. описание грамматики и лексики совершенствуется. "Разъяснение иностранных слов" Маухиба аль-Джавалики определяет и выделяет заимствования в арабском языке. "Учение о лексике и познание сокровенного в арабском" ас-Салаба содержит словарь с классификацией лексики на понятийной основе. К этому времени образуется андалусская школа, представители которой – Мухаммед ибн Малик (стихотворный грамматический трактат "Тысячница") и Ибн Сида (тематический словарь "аль-Мухассас").  

Арабские филологи собрали огромный лексический материал и разнесли его по словарям разных видов (особенно были в чести предметные словари). Так, аль Фирузабади (1329-1414) составил 60, по иным источникам 100-томный словарь, позднее другой словарь "Камус" ("Океан").

Тогдашние словари имели недостатки:  

  1. 1] отсутствие диалектологической и исторической перспективы, указательности,
  2. 2] отсутствие различия между общепринятыми словами и поэтическими неологизмами,
  3. 3] отсутствовала чёткая система и порядок расположения материала.

Третий недостаток был устранён аль-Джаухари в словаре "Cыхах"(~ 40 000 слов), а также аль-Герави "Улучшение в лексикологию"(в 10 томах). В таких словарях слова располагаются по алфавиту, по последней букве корня.

После завоевания Багдада монголами и ослабления арабов в Испании средоточие арабской науки перемещается в Египет и Сирию. Ибн Яиш, Ибн аль-Хаджиб (13в.), Ибн Хишам, Ибн Акиль (XIVв.), ас-Суюти ("Лира словесных наук и их разновидностей", XV в.). Филологи Сирии и Египта комментируют ранние грамматики и лексиконы, доступно излагают языковые нормы арабского литературного языка.

Многотомный самостоятельный труд Махмуда аль Кашгари "Диван турецких языков" (1073-1074 гг.), опубликованный в Стамбуле только в1912-1915гг., представляет настоящую тюркскую энциклопедию, в основании которой присутствует сравнительность как сознательное научное правило. Эта исключительная по точности описания и объёму собрания сравнительная грамматика и лексикология тюркских языков снабжена множеством данных по истории, фольклору, мифологии, этнографии тюрков. Но труд Махмуда аль Кашгари, опередивший время, не повлиял на современников, затерявшись в кипах арабской научной литературы. Открытый только в начале 20 века, он способствовал познанию тюркских языков и  великой истории Востока.

Методы арабского языкознания применялись ещё в XI в. при составлении грамматики древнееврейского языка, определяли филологические направления европейской арабистики, а ряд идей морфологического исследования (понятия корня, внутренней флексии, аффиксации) были заимствованы с некоторым изменением европейским языкознанием XVIII-XIX вв.  Моделирование просодического и словообразовательного построения слова, анализ его лексического значения, различение формы и значения, разграничение плана содержания на смысловое и собственно языковое (функциональное) значения, изучение высказываемого и тождественного ему построения речевых образований, понимание взаимообусловленности высказывания и контекста обстоятельств, анализ предложения в синтезе его формального и актуального членения относятся к исследовательским идеям арабского языковедения, определившим место его в истории лингвистических учений.