Джон Мильтон. Потерянный рай

Джон Мильтон (1608-1674)

Джон Мильтон, английский поэт XVII в, отразил события английской буржуазной революции и настроения народных масс. Как поэт, публицист и мыслитель Мильтон сложился под воздействием культуры эпохи Возрождения и бурной общественно-политической борьбы своего времени.

Мильтон родился в семье лондонского нотариуса и получил пуританское воспитание. Он обучался в школе в Лондоне, а затем в Кембриджском университете.

В 1632 г Мильтон отправляется во Францию, а затем в Италию, но с 1640 г. он снова в Англии, где включается в напряженную общественно-политическую борьбу на стороне индепендентов.

В разгар войны Мильтон выступает противником монархии. К этому времени он уже признанный поэт, сторонник республиканского строя и враг феодальной реакции.

В 50-е годы, при Кромвеле, Мильтон выполняет работу консультанта и латинского секретаря Гос.Совета. Его обязанности велики и ответственны, занятия общественной деятельностью и литературой напряженны, и это требует всех его сил и времени.

В результате усиленных занятий писатель ослеп, но это не сломило его энергии.

Реставрация монархии обернулась для Мильтона тяжелыми последствиями: он был приговорен к смертной казни как один из наиболее активных сторонников республики.

Ему удалось избежать смерти, но наложенная на него контрибуция лишила его средств к существованию.

Последние годы жизни Мильтон провел в уединении, полностью отдавшись творчеству.

В личности Мильтона слились воедино поэт, мыслитель и полит деятель. Его произведениям свойственны дух борьбы и протеста; поэт создает образы мятежных и мужественных героев.

В XVII в. он выступил продолжателем гуманистических традиций культуры Ренессанса.

Ему принадлежат произведения различных жанров, написанные на нескольких языках. Мильтон является автором философских, исторических и политических трактатов, лирических стихотворений, сонетов, поэм и драматических произведений.

Мильтон воспользовался в своем творчестве библейскими мотивами, придав им современное и политически острое звучание.

Периодизация творчества Мильтона связана с важнейшими этапами в истории Англии его времени:

Первый период творчества Мильтона начинается в конце 20-х годов и завершается в 1640 г, когда, вернувшись из Италии, Мильтон включается в политическую борьбу.

Второй период относится к 40-60-м годам. Это годы подготовки и проведения буржуазной революции и установления республики.

Третий период - 60-е-начало 70-х годов - совпадает с эпохой реставрации монархии.

Ранний период творчества Мильтона относится к годам его учения в Кембридже.  В 1630 г. написано стихотворение «Шекспиру», раскрывающее отношение Мильтона к его великому предшественнику. Он славит Шекспира и его творчество.

Стихотворение «Шекспиру» - одно из свидетельств близости Мильтона гуманизму; в нем звучит мысль о том, что для поэтов последующих поколений творчество Шекспира остается недосягаемым образцом.

В 1632-1634 гг. написаны стихотворения «L'Allegro» («Жизнерадостный») и «II Penseroso» («Задумчивый»), органически связанные друг с другом. Они объединены образом героя-юноши, наделенного некоторыми чертами, присущими самому автору.  Жизнерадостному юноше из стихотворения «L'Allegro» присуще светлое мировосприятие. Его чарует красота природы. Но и жизнь в городе ему столь же приятна, и с не меньшей радостью он погружается в чтение Шекспира.

В «II Penseroso» этот же юноша показан в состоянии глубокой меланхолии.  

Новый период в жизни и творчестве Мильтона начинается в 40-е годы, когда он включается в борьбу за республику.

Один за другим появляются памфлеты Мильтона «Ареопагитика», «О воспитании», «Иконоборец», «Защита английского народа», «Вторая защита». Мильтон выступает убежденным противником монархизма и сторонником буржуазной республики.

Крушение республики и реставрацию королевской власти Мильтон пережил тяжело. По указу короля были преданы сожжению его памфлеты «Иконоборец» и «Защита английского народа». Жестоким гонениям подвергся и он сам. И все же Мильтон продолжал свою литературную деятельность.

В последний период, совпавший с Реставрацией, были созданы крупнейшие произведения: поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», драматическая поэма «Самсон-борец».

Поэма «Потерянный рай» - это эпос пуританской революции: в восстании мятежного Сатаны против могущества Бога отражен острый конфликт современной поэту эпохи.

Весьма характерно, что основным героем поэмы становится не Бог, который «один царит, как деспот, в небесах», а восстающий против него Сатана, предпочитающий оказаться в аду, «чем быть слугою в небе».

Свободолюбие Сатаны противопоставлено деспотизму небесного владыки. Лишаясь блаженства небесной жизни, Сатана обретает свободу, и это для него дороже всего.

Поэма «Потерянный рай» написана белым стихом и состоит из 12 книг (частей). В ней рассказывается о поражении мятежных ангелов, поднявшихся под предводительством Сатаны против Бога, об их изгнании с небес в преисподнюю.

Здесь, на берегу горящего пламенем озера, Сатана собирает свои неисчислимые полчища. В его дворце - Пандемониуме - происходит совет военачальников.

Сатана призывает своих соратников двинуться на завоевание неба.

Сатана проникает в рай и решает погубить сотворенных Богом Адама и Еву. Обернувшись птицей, сидящей на ветвях «древа жизни», он узнает о том, что под угрозой смерти людям запрещено вкушать плоды от «древа познания добра и зла».

Сатана искушает Еву. И хотя архангел Рафаил рассказывает Адаму и Еве о коварстве Сатаны, она преступает запрет. Вслед за ней плод с «древа познания» вкушает и Адам. Теперь они вместе должны понести всю тяжесть наказания: их ждет изгнание из рая. Как и все смертные, они должны познать жизнь, состоящую из труда, войн, многих бедствий и радостей.

В образах Адама и Евы воплощены представления Мильтона об идеальных мужчине и женщине. Его Адам и Ева напоминают образы, созданные гуманистами Возрождения. Адам - воплощение силы, мужества и красоты, Ева - женского совершенства и обаяния. Им свойственно стремление к знанию, к жизни, исполненной любви и деятельности.

Поэма «Возвращенный рай» написана уже в иной тональности и отражает переживаемые поэтом в конце 60-х годов настроения разочарования, вызванные примирением народа с реставрацией монархии.

В «Возвращенном рае» идеалом стойкости представлен Христос, отдающий себя служению народу. Основная тема поэмы - искупление «греха», которое может быть достигнуто борьбой с искушениями.

Сатана оказывается посрамленным стойкостью Христа.

Творческий путь Мильтона завершается драматической поэмой «Самсон-борец», в которой вновь прозвучал призыв к действию и мести. Герой поэмы - библейский герой Самсон, преданный своей женой Далилой и оказавшийся в плену у филистимлян. Ослепленный врагами, одинокий, безоружный, Самсон оказывается несломленным и вступает в смертельную схватку с противником. Ценою своей жизни он готов приблизить победу народа над притеснителями. В образе Самсона, поднимающегося, «чтоб укротить властителей земли и свергнуть иго произвола», воплотились неукротимый дух и энергия Мильтона-борца, его ненависть к режиму Реставрации.

Творчество Мильтона явилось выражением прогрессивных идеалов своего времени. В истории английской литературы образ мильтоновского Сатаны предваряет появление образов мятежных борцов, созданных романтиками Байроном и Шелли.