История зарубежной литературы рубежа XIХ–XX в.

СПИСОК ТЕКСТОВ:

А. Франс «Остров пингвинов».

Ги де Мопассан «Прощай!», «Исповедь», «Возвращение»), «Мадемуазель Фифи», «Пышка», на выбор: «Жизнь» или «Милый друг».

Э. Золя «Тереза Ракен» и еще один любой роман на выбор.

Поэты-символисты С. Маларме, П. Верлен, А. Рембо – стихи на выбор.

Х. Ибсен «Пер Гюнт», «Кукольный дом».

М. Метерлинк «Непрошеная», «Слепые», «Синяя птица».

Г. Манн «Верноподданный».

Т. Манн «Будденброки», «Тонио Крегер», «Смерть в Венеции».

Б. Шоу «Пигмалион», «Профессия миссис Уоррен».

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», сказки, одна комедия на выбор.

Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».

Р. Киплинг Сказки. М. Твен – на выбор.

Дж. Лондон – на выбор.

О’Генри – на выбор.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Общая характеристика литературы рубежа XIX-XX вв.
2. Творчество А. Франса: Франс и парнасцы, эстетика Франса и ее реализация в романистике.
3. Роман «Остров пингвинов»: жанровое своеобразие, философские, социальные, нравственные тенденции.
4. Творчество Мопассана: эстетические и этические взгляды.
5. Поэтика новелл Мопассана.
6. Особенности романов Мопассана.
7. «Маленькие» новеллы Мопассана: структура, тематика, проблематика («Прощай!»).
8. «Маленькие» новеллы Мопассана: структура, тематика, проблематика («Исповедь»).
9. «Маленькие» новеллы Мопассана: структура, тематика, проблематика («Возвращение»).
10.Особенности «военных» новелл Мопассана: система образов, композиция, конфликт, проблематика («Мадемуазель Фифи»).
11.Особенности «военных» новелл Мопассана: система образов, композиция, конфликт, проблематика («Пышка»).
12.Генезис и эстетическая программа натурализма.
13.Творческий и жизненный путь Эмиля Золя.
14.Золя и русская литература.
15.Роман Э. Золя «Тереза Ракен»: задачи романа, декларируемые в авторском предисловии.
16.Роман Э. Золя «Тереза Ракен»: пространственно-временное решение.
17.Роман Э. Золя «Тереза Ракен»: принципы построения системы образов, эволюция персонажей.
18.Роман Э. Золя «Тереза Ракен»: реализация в романе принципов натурализма и их редукция.
19.Норвежская литература. Хенрик Ибсен: периодизация творчества.
20.Генезис творчества Ибсена.
21.Новаторство Ибсена в драматургии (жанровый и родовой синтез, драма- дискуссия).
22.«Кукольный дом» как драма-дискуссия.
23.Драматическая поэма Х. Ибсена «Пер Гюнт»: жанровое своеобразие.
24.Драматическая поэма Х. Ибсена «Пер Гюнт»: функция фольклорных элементов.
25.Драматическая поэма Х. Ибсена «Пер Гюнт»: романтические, реалистические и натуралистические тенденции; нравственно- философская проблематика.
26.Бельгийская литература: генезис и пути развития.
27.Драматургия Мориса Метерлинка: периодизация театра Метерлинка, Метерлинк и античный театр.
28.Эстетика символистской драмы, эволюция конфликта в театре Метерлинка, эстетические взгляды Метерлинка.
29.Жанровые особенности феерии «Синяя птица», особенности постановки пьес Метерлинка на театре.
30.Пьеса М. Метерлинка «Непрошеная»: система образов.
31.Пьеса М. Метерлинка «Непрошеная»: функция паратекста.
32.Пьеса М. Метерлинка «Непрошеная»: специфика конфликта и его разрешение в русле эстетики Метерлинка.
33.Пьеса М. Метерлинка «Слепые»: символика.
34.Пьеса М. Метерлинка «Слепые»: система образов.
35.Пьеса М. Метерлинка «Слепые»: функция паратекста.
36.Пьеса М. Метерлинка «Слепые»: специфика конфликта и его разрешение в русле эстетики Метерлинка.
37.Пьеса М. Метерлинка «Слепые»: символика.
38.Немецкая литература. Творческий путь Г. Манна.
39.Роман «Верноподданный» в свете истории XX века.
40.Роман, новелла, драма, эссе в творчестве Г. Манна.
41.Томас Манн: роман «Будденброки» и философия Ф. Ницше.
42.Воплощение эстетического идеала в ранних новеллах Т. Манна.
43.Стилистические особенности новелл Т. Манна, истоки и природа творческого метода.
44.Т. Манн и русская литература.
45.Новелла Т. Манна «Тонио Крегер»: композиционные особенности, полемика с «ницшеанством».
46.Новелла Т. Манна «Тонио Крегер»: решение проблемы творческой личности, эволюция главного героя.
47.Новелла Т. Манна «Тонио Крегер»: семантика заглавия.
48.Новелла Т. Манна «Смерть в Венеции»: композиция и жанровое своеобразие.
49.Новелла Т. Манна «Смерть в Венеции»: образ Ашенбаха.
50.Новелла Т. Манна «Смерть в Венеции»: античные мотивы и образы.
51.Новелла Т. Манна «Смерть в Венеции»: особенности символики.
52.Английская литература. Бернард Шоу: путь Шоу в литературу, «текст жизни» Б. Шоу.
53.Особенности ранней драматургии Шоу (пьеса «Профессия миссис Уоррен» как драма-дискуссия).
54.Жанровое своеобразие пьес 1920-х годов.
55.Шоу и Шекспир, Шоу-поэт.
56.Драма «Пигмалион» Б. Шоу: жанровое своеобразие.
57.Драма «Пигмалион» Б. Шоу: композиционные особенности и эволюция центральных персонажей.
58.Драма «Пигмалион» Б. Шоу: трансформация и инверсия мифологического сюжета (к проблеме интерпретации заглавия).
59.Драма «Пигмалион» Б. Шоу: функция несценических элементов.
60.Драма «Пигмалион» Б. Шоу: нравственная, философская и социальная проблематика пьесы.
61.Биография Уайльда.
62.Эстетические взгляды Уайльда и концепция эстеизма.
63.Театр Уайльда (комедии и символистские драмы).
64.Уайльд-сказочник.
65.Эстетика О. Уайльда и ее реализация в романе «Портрет Дориана Грея».
66.Композиция романа романе «Портрет Дориана Грея»
67.«Эволюция» главного героя в романе «Портрет Дориана Грея» и ее причины.
68.Мотив портрета в романе «Портрет Дориана Грея»: истоки и функция.
69.Авторская позиция в романе «Портрет Дориана Грея».
70.Социально-бытовой план романа «Портрет Дориана Грея».
71.Жанровая специфика и философская проблематика романа «Портрет Дориана Грея».
72.Редъярд Киплинг: биография и литературная репутация.
73.Новеллистика Киплинга, поэзия Киплинга (темы и жанры).
74.Творчество Киплинга для детей.
75.Сказки Р. Киплинга: книга «Вот так сказки» как единство.
76.Сказки Киплинга и миф.
77.Особенности рецепции сказок Киплинга, роль иллюстраций в рецепции сказок.
78.Античные и шекспировские традиции в творчестве Т. Гарди.
79.Особенности прозы Т. Гарди. Поэзия Т. Гарди.
80.Реализация философии Т. Гарди в романе «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
81.Творчество Дж. Лондона.
82.Творчество О’Генри.
83.Творчество Марка Твена.