Понятие о литературной критике, ее происхождение. Значение термина «критика»

В широком общекультурном смысле литературная крити­ка — обозначение восходящей к глубокой древности филологической рефлексии по поводу любого словесно-организованного текста. В со­временной западной культуре понятия «литературная наука» и «лите­ратурная критика» часто совпадают и употребляются на правах сино­нимов.

В специальном литературоведческом смысле, закрепленном оте­чественной гуманитарной традицией, литературная критика — род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельно­сти, направленной на понимание и оценку по преимуществу совре­менных словесно-художественных произведений.

Критика (от греч. kritike—разбор, обсуждение какого-либо предмета, явления, поступка) — род социальных отношений, пред­полагающих высказывания порицательного свойства об избранном объекте.

Применительно к литературному творчеству говорят о критике общественно-психологических пороков и недугов, присущей искусству сатиры. Сразу же заметим, что литературная критика как род сло­весно-творческой деятельности вовсе не обречена на одно лишь отчетливо выраженное отрицание. Исключение составляют сатириче­ски окрашенные жанры литературно-критических памфлетов, фелье­тонов, пародий, эпиграмм и т.д.

Литературная критика — литература о литературе. По справедливому заключению Ролана Барта, она «занимает промежуточное поло­жение между наукой и чтением». Литературная критика стремится понять и объяснить художественное произведение, его невыразимые смыслы или предпосылки порождения этих смыслов, она подготавли­вает читателя к встрече с поэзией, целеустремлённо или исподволь на­страивает его на ожидание этой встречи, вступает в диалог с авто­ром-творцом текста, с другими критиками — оппонентами или союз­никами. Критик способствует успеху (равно как отторжению и непри­ятию) нового произведения, созданию или крушению литературных авторитетов, литературной славы и моды.

В бескорыстном сознании писателя постоянно живы две одновре­менно существующие, отрицающие и питающие друг друга потребно­сти. Одна из них — внутренняя потребность в тайне — в тайне сво­бодного вдохновения, замысла, созидания, рождения литературного произведения. Другая —потребность в публичности, в читательском признании, в литературно-критической оценке. Писатель жаждет уе­динения — ради того, чтобы, в конечном счете, быть прочитанным, услышанным, понятым. «Одиночество в творчестве, — писал А. П. Чехов брату Александру, — тяжелая штука. Лучше плохая кри­тика, чем ничего».