Статья Белинского «Литературные мечтания»: жанровое и композиционное своеобразие, роль лирических отступлений, их связь с идейным содержанием статьи

Это первое крупное критическое слово Белинского, где спрессованы, как в корне или как в ядре, почти все магистральные пути и идеи зрелых его статей, а с другой стороны, обнажены те клетки, те эмбрионы, которые еще не заросли всей сложной переплетенностью зрелого созданья, которые будут впоследствии размываться и перестраиваться и поэтому будут часто неуловимы. "Литературные мечтания" похожи на черновик, только черновик не отдельного произведения, а всего творческого пути Белинского, а всегда одни черновые разделы будут в беловом варианте более подробно развиты, а другие, наоборот, уничтожены или сокращены до неузнаваемости.

В «Литературных мечтаниях» критик исходил из новых представ­лений о литературе, определяя ее как выражение «духа народа», его «внутренней жизни». В России, по мнению Белинского, не было сло­весности, которая органически развивалась бы на почве устного на­родного творчества. Раскол между массой народа и образованным» сословиями, произошедший в результате петровских реформ, привел к тому, что русское общество не стало выразителем внутренней жизни нации. Новая же русская литература началась подражанием и на этой пути прошла два периода — ломоносовский и карамзинехий. Усилия по ее созданию не были напрасными: вслед за этими двумя этапами последовал «период пушкинский», отмеченный самобытностью. Пушкин, а до него Державин, Крылов и Грибоедов, благодаря исклю­чительной одаренности их натур, смогли отразить сокровенную сущность народной жизни. В статье Белинского, несмотря на се элегиче­ские Мотивы, звучала уверенность, что «истинная эпоха искусствам в России непременно наступи!; но дня этого надо, «чтобы у нас обра­зовалось общество, в котором бы выразилась физиономия могучего русского народа»/ и единственный путь к его созданию — просве­щение.

   Погружая свои «литературные мечтания» эстетики, понимая искусство как высшую форму познания мира, кри­тик в то же время пытается преодолеть философский систематизм. В частности, он демонстративно отказывается от обширных экскурсов в историю мировой культуры и начинает свои размышления непосред­ственно с состояния новой русской литературы.

   В «Литературных мечтаниях» в качестве главного критерия оценки художественного творчества называлась народность!!!!

 По жанру, «Л.М.» относятся к элегии. Композиция имеет логичное в хронологических рамках построение.  Б. последовательно описывает развитие русской литературы. Статья состоит из 10 глав. каждой главе предшествует опорное (тематическое) лирическое отступление.

Выдержки:

   _Да - у нас нет литературы_! Что такое литература?

  Одни говорят, что под литературою какого-либо  народа  должно  разуметь весь  круг  его  умственной  деятельности,  проявившейся   в   письменности. Другие под  словом  "литература"  понимают  собрание  известного  числа изящных произведений ….И  в этом смысле у нас есть литература, ибо  мы  можем  похвалиться  большим  или меньшим  числом  сочинений  Ломоносова,   Державина,   Хемницера,   Крылова, Грибоедова, Батюшкова, Жуковского, Пушкина, Озерова, Загоскина, Лажечникова, Марлинского, кн. Одоевского и еще некоторых других.

Но есть еще третье мнение, не похожее ни на одно из  обоих  предыдущих, мнение, вследствие которого  литературою  называется  собрание  такого  родахудожественно-словесных   произведений,   которые   суть   плод   свободноговдохновения и дружных (хотя и неусловленных)  усилий  людей,  созданных  дляискусства,  дышащих  для  одного  его  и  уничтожающихся  вне  его,   вполне выражающих и воспроизводящих в своих  изящных  созданиях  дух  того  народа, среди которого они рождены и воспитаны, жизнию которого они  живут  и  духом которого дышат, выражающих в своих творческих произведениях  его  внутреннюю жизнь до сокровеннейших глубин и биений.

Какое  же   назначение   и   какая   цель   искусства?..   _Изображать, воспроизводить в слове, в звуке, в чертах  и  красках  идею  всеобщей  жизни природы_: вот единая и вечная тема искусства! Посему поэт более,  нежели  кто-либо  другой, должен изучать природу физическую и духовную, любить ее и сочувствовать  ей; более, нежели кто-либо другой, должен быть чист и девствен душою; ибо  в  ее светилище можно входить только с ногами обнаженными, с руками омовенными,  с умом мужа и сердцем младенца; ибо только _сии наследят  царствие  небесное_, ибо только в гармонии ума  и  чувства  заключается  высочайшее  совершенство человека !..

Все  искусство  поэта должно состоять в том, чтобы поставить читателя на  такую  точку  зрения,  с которой бы ему видна была вся природа в сокращении, в миниатюре, как  земной шар на ландкарте, чтобы дать ему почувствовать веяние, дыхание  этой  жизни, которая  одушевляет  вселенную,  сообщить  его  душе  этот  огонь,   который согревает ее.

Итак, теперь должно решить следующий вопрос: что такое наша литература: выражение общества или выражение духа народного? только живя самобытною жизнию, может каждый народ принесть свою долю в общую сокровищницу. В чем же состоит эта самобытность каждого народа? в религии, языке и более всего в _обычаях_.

Не стану также распространяться о Кантемире; скажу только, что я  очень сомневаюсь в его поэтическом призвании. Тредьяковский не имел ни ума, ни чувства, ни таланта.

У нас,  как я уже и говорил, еще и по сию пору царствует в литературе  какое-то  жалкое, детское благоговение к авторам; мы и в  литературе  высоко  чтим  _табель  о рангах_ и боимся говорить  вслух  правду  о  _высоких  персонах_.  Ломоносов - это Петр нашей литературы: вот, кажется мне, самый верный взгляд на него.

И в  сем  последнем  случае  нельзя  довольно надивиться гению Ломоносова: у него есть строфы языка и целые стихотворения, которые по чистоте и правильности  языка  весьма  приближаются  к  нынешнему времени. Следовательно, его погубила слепая подражательность; следовательно, она одна виною, что его никто не читает, что он не признан и забыт народом и что о нем помнят одни записные литераторы.

Державин  -   это   полное   выражение,   живая   летопись, торжественный гимн, пламенный дифирамб  века  Екатерины,  с  его  лирическим одушевлением,  с  его  гордостию  настоящим  и  надеждами  на  будущее,  его просвещением и невежеством, его  эпикуреизмом  и  жаждою  великих  дел,  его пиршественною праздностию и неистощимою практическою деятельностию!

Невозможно  исчислить  неисчислимых  красот  созданий  Державина.   Они разнообразны, как русская природа, но все отличаются одним общим  колоритом: во всех них воображение преобладает над чувством,  и  все  представляется  в преувеличенных,  гиперболических  размерах.

Фонвизин был человек с необыкновенным умом и дарованием; но был  ли  он рожден _комиком_ - на это  трудно  отвечать  утвердительно. 

 Карамзин отметил своим именем эпоху в нашей словесности; его влияние на современников было так велико и сильно, что целый период нашей литературы от девяностых  до  двадцатых  годов  по  справедливости называется периодом _Карамзинским_. 

Карамзин был одарен от природы  верныммузыкальным ухом для языка  и  способностью  объясняться  плавно  и  красно, следовательно, ему не трудно было преобразовать язык. но сочинения Карамзина теряют в наше время  много  достоинства еще и оттого,  что  он  редко  был  в  них  _искренен_  и  _естествен_.

Крылов возвел у нас _басню_ до nes plus ultra {крайних пределов (лат.)} совершенства. Нужно ли доказывать, что это гениальный поэт  русский, что он неизмеримо возвышается над всеми своими соперниками? Кажется, в  этом никто не сомневается.

Появление Жуковского изумило Россию, и не без причины. Он был  Колумбом нашего отечества:  {Литература  наша,  без всякого сомнения, началась  в  1739  году,  когда  Ломоносов  прислал  из-за границы свою первую оду "На взятие Хотина".

За  _Карамзинским_  периодом  нашей   словесности   последовал   период Пушкинский_, продолжавшийся почти ровно десять  лет.  Пушкин был  главою  этого  десятилетия Пушкин не натягивался, был всегда истинен и искренен в своих чувствах, творил для своих идей свои формы: вот его  романтизм. 

Ни один поэт  на Руси не пользовался такою народностию, такою славою при жизни, и ни один  не был так жестоко оскорбляем.Пушкин был совершенным выражением  своего  времени. Вместе с Пушкиным появилось множество талантов, теперь  большею частию забытых  или  готовящихся  быть  забытыми,  но  некогда  имевших  алтари и поклонников;

Языков и Давыдов имеют много  общего.  Оба  они  примечательные явления в нашей литературе. Один, поэт-студент, беспечный и кипящий избытком юного  чувства, 

Теперь мне остается сказать об одном поэте, не похожем ни на одного изо всех упомянутых мною, поэте оригинальном и  самобытном,  не  признавшем  над собою влияния Пушкина и едва ли не равном ему:  говорю  о  Грибоедове.  Он  был  назначен  быть творцом русской комедии, творцом русского театра.

Тридцатый, _холерный_ год был для нашей  литературы  истинным  _черным_ годом, истинно роковою Эпохою, с коей начался  совершенно  новый  период  ее существования Итак, настал новый период  словесности.  Кто  же  явился  главою  этого нового,  этого  _четвертого_  периода  нашей  недорослой  словесности? 

Увы! Никто, хотя и многие претендовали на это высокое титло.

Романтизм_  -  вот  первое  слово,  огласившее _Пушкинский_  период; народность_  -  вот  альфа  и  омега  нового  периода. 

Г-н Гоголь, так мило прикинувшийся _Пасичником_,  принадлежит  к  числу необыкновенных талантов. Итак, я насчитал  четыре  периода  нашей  словесности:  _Ломоносовский, Карамзинский, Пушкинский_ и _прозаическо-народный_; остается упомянуть еще о пятом, который начался с  появления  на  свет  первой  части  "Новоселья"  и который можно и должно назвать _Смирдинским_. Итак, вот я рассказал вам всю историю нашей литературы, перечел все  ее знаменитости от Ломоносова, первого ее гения, до г.  Кукольника,  последнего ее гения нам нужна не литература,  которая  без  всяких  с  нашей  стороныусилий явится в свое время, а просвещение !