Значение Шеллингианских идей для формирования русской литературно-критической методологии

Для формирования русской эстетики и литературно-критической методологии исключительно важное значение имели идеи немецкой идеалистической философии, прежде всего Ф.Шеллинга, на учении которого выросло несколько поколений русских философов.


Философия тождества поражала воображение русских интеллектуалов идеей единства сущего – духа (идеального) и материи (реального), субъективного и объективного, свободы и необходимости. В его системе искусство становилось необходимым элементом тождества и рассматривалось как высшая ступень в процессе познания и самопознания Божественного начала мироздания. Эстетика Шеллинга представляла художника, поэта как исключительную личность, наделенную пророческим даром, открывающим ей путь к Богу, истине, началу начал.

Система эстетических взглядов русской критики:

  1. Искусство – это не подражательный акт, а творчество, познание, процесс, не имеющий завершения. Следовательно, искусство идейно, «мыслительно». Именно мысль – важный критерий художественности.
  2. Творение художника – органическая целостность, микромир, воссоздающий образ макромира как целостности. Художественное произведение – это организованная системная целостность, а не механический набор приемов. Такая эстетика формирует методологический подход, согласно которому произведение искусства рассматривается как индивидуальный мир, завершенный в самом себе и содержащий в самом себе меру, особый закон художественной целесообразности, что и должен понять критик.
  3. Художник – творец, открывающий истины «вековые» в постижении Абсолюта. Отсюда – акцентировка интуитивного, иррационального в творческой психологии. Критерии индивидуальной неповторимости, оригинальности – основополагающие; подражательность рассматривается как признак неистинности.

Литературная критика приобретает черты концептуальности с ярко выраженной тенденцией к индивидуальному самоопределению. Оптимальным жанровым вариантом такой критики становится жанр годового литер.обозрения, который доминирует в критике 20-40-х годов 19 века. Временной диапазон жанра позволял вместить в концептуальное пространство статьи максимальный объем произведений современного литературного процесса для исследования его закономерностей осознания самого феномена становящейся литературы.

Осваивая идеи немецкой философии, русская эстетическая мысль сосредоточилась на двух фундаментальных проблемах – отношении искусства к действительности и национальной самобытности искусства. Действительность трактуется как форма и ступень воплощения Абсолюта, духа. Следовательно, познание и освоение самих форм реальности и является движением к истине, Богу, Абсолюту. Однако, поскольку духовное творчество индивидуально, литература как творчество должна нести печать неповторимости, самобытности.

У критиков были разные точки зрения на то, каков должен быть путь к истинному, т.е. национально-самобытному, искусству.

Критики декабристского круга – В.Кюхельбекер, А.Бестужев-Марлинский – полагали, что самобытность может быть обретена лишь на пути борьбы за политическую свободу, поэтому они не «не заметили» значения Пушкина и делали ставку на Рылеева, который, по словам Бестужева-Марлинского, и «пробивает новую тропу» в литературе.

Н.Полевой считал, что новая литература возможна в демократизированном обществе, опирающемся на институт свободных и равноправных личностей.

Д.Веневитинов, И.Киреевский, Н.Надеждин поставили во главу угла общефилософский принцип – отношение сознание – действительность. В этой традиции останется позднее и Белинский.

В 1820-30 гг., таким образом, определилось три течения в критике – философское, политологическое и социологическое – при выдающемся значении первого.