Духовные искания героев романа «Война и мир» (на примере Андрея Болконского)

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Шерер. Уже тогда мы ви­дим, что это неординарная личность. Князь Андрей хорош собой, он безупреч­но и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счи­талось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он про­износит с ударением на последнем сло­ге, как француз. Князь Андрей — свет­ский человек.  На его лице мы читаем пре­восходство и самоуверенность. Окружа­ющих он считает ниже себя, а значит и ху­же, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого.. Несмотря на то, что Пьер моложе Андрея, разговарива­ют они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни.

Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправ­ляется на войну 1805 года. Андрей жаж­дет стать героем. Кумиром князя, предметом его поклоне­ния является Наполеон. Анд­рей хочет быть на него похожим и пыта­ется во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Бол­конский и отправляется на войну. Мы ви­дим князя Андрея в Аустерлицком сра­жении. Он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, потом пада­ет, получив ранение. Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высо­кое, бесконечное небо, по которому бе­гут облака. Оно так зовет, манит, завора­живает своим величием, что князь Анд­рей даже удивляется, открыв его для себя впервые. Все то, к чему он стре­мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внима­ния. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его мысли возвращаются в родной дом в Лы­сых Горах, где остались отец, жена, сест­ра и еще не родившийся ребенок.

 Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал воен­ную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожес­точенные схватки, озлобленные лица лю­дей показали ему настоящий облик вой­ны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой. Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не­сколько охладел к ней, и теперь он чита­ет в ее глазах боль и упрек. После смер­ти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит нов­шества в своей деревне. Духовное со­стояние князя Болконского, его подав­ленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице... но взгляд был потухший, мертвый...» Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько от­далились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон­ского задуматься над словами Пьера «...ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс­шее счастье человека состоит в том, что­бы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмо­тря на то, что князю Андрею тогда показа­лись спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. С этого момен­та начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея.

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. Он понимает, что нельзя се­бя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символич­ный дуб «весь преображенный, раски­нувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь.

Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болкон­ский любит Наташу, но он слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей изме­ну. Поэтому они вынуждены расстаться.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. В Бородинском сра­жении Болконский снова получает ра­нение. Теперь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Ната­шей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему от­крывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более то­го, он прощает и Анатоля.  Андрей еще раз встречает На­ташу. Минуты, проведенные с ней, ока­зываются для Андрея самыми счастливы­ми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему оставалось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер.

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-сво­ему. В жизни есть два несчастья: угрызе­ния совести и болезнь. И счастлив чело­век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Анд­рей осознал истинное счастье — жить для других.