Философская лирика А.А.Фета

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.

В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,
Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,
Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,
Свет унося, покидая неверные тени.

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?
Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?
Травы степные сверкают росою вечерней,
Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

В позднем творчестве Фета углубляется философское начало, очерчи­вается жанр философской «думы», усиливается ее метафорический, ас­социативный характер. Более того, в стихи Фета поздней поры проника­ют учительские, назидательные интонации. Лирические строки приоб­ретают афористичность:

«Только песне нужна красота, красоте же и пе­сен не надо»;

«Пора за будущность заране не пугаться, пора о счастии учиться вспоминать».

 Позднее творчество Фета во многом обнаруживает влияние филосо­фии Шопенгауэра. Об этом свидетельствуют слова самого поэта, писав­шего в 1879 году Льву Толстому: «Второй год я живу в крайне для меня интересном философском мире, и без него едва ли можно понять источ­ник моих последних стихов». Действительно, работая над переводами Шопенгауэра, Фет использовал и переосмыслял философские темы его статей, они становились темами и мотивами лирических стихотворений. Среди этих размышлений — мысли о вечной мудрости природы, о низо­сти обыденной жизни, о свободе творчества, о тщете человеческой суе­ты, бедности человеческого познания и т. д. Интересно, например, что у Фета, как и в философии Шопенгауэра, при­рода предстает как могучая, стихийная сила; в то же время она врачует ду­шевные раны человека, приобщает его к простой естественной жизни:

 Я рад, когда с земного лона

Весенней жажде соприсущ,

 К ограде каменной балкона

С утра кудрявый лезет плющ.

И рядом, куст родной смущая,

И силясь и боясь летать,

 Семья пичужек молодая

Зовет заботливую мать…

Очень часто внимание поэта направлено на живые связи человека с природой, лирический герой любуется окружающим его миром даже в минуты душевных волнений:

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

 Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

Чувство близости человека и природы часто приобретает характер космизма.

Отсюда появление в стихах позднего Фета символического об­раза звезд, звездного неба, в котором растворяется человек:

На стоге снега ночью южной

 Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

 Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь,

 И я, как первый житель рая,

 Один в лицо увидел ночь.

Тот же образ звезд возникает в стихотворении-размышлении о приро­де человека, смерти и бессмертии:

Может быть, нет вас под теми огнями:

Давняя вас погасила эпоха, —

Так и по смерти лететь к вам стихами,

К призракам звезд, буду призраком вздоха!

 Интересно, что К. Г. Паустовский считал Фета родоначальником кос­мической лирики. По его словам, стихи Фета «вплотную приближали космос к нашему человеческому, земному восприятию». В философской лирике Фета перед нами предстает образ мыслителя, который мыслит «умом сердца» (определение Л. Толстого), образ чело­века, влюбленного в жизнь, красоту, человечность. Вот почему поэзия Фета — это наше духовное достояние.