Философские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева

Анализ

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..


Стихотворение „Silentium!“ - одно из самых известных, если не самое известное стихотворение Федора Тютчева. „Silentium“ в переводе с латинского означает „молчание“. Уже из названия понятно, что тема одиночества человека преобладает в стихотворении. Возможно, эта тема выбрана в качестве основной в знак протеста против революций и волнений в Европе. Но само стихотворение совершенно не о том.

Тютчев четко понимал, что истинная жизнь человека – жизнь его души. Эта мысль тесно переплетается с мотивом «невыразимого» в стихотворении «Silentium». Однако поэт не мог не верить в гармонию земного и небесного, в союз души с душой родной, в свою способность выразить невыразимое:


    Когда сочувственно на наше слово

    Одна душа отозвалась –

    Не нужно нам возмездия иного,

    Довольно с нас, довольно с нас…

 Трагическое звучание в лирике Тютчева получает тема одиночества современного человека. Поэт сетует в нем на роковое бессилие слова, неспособного точно выразить живую мысль и чувство. «Приблизительность», грубость человеческих слов по сравнению с бездонной глубиною душевного мира обрекает человека на вечное одиночество:

    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймет ли он, чем ты живешь?
    Мысль изреченная есть ложь.
    Взрывая, возмутишь ключи,—
    Питайся ими — и молчи.
   

 Каждая из трех строф может восприниматься как отдельная часть, несущая свою определенную смысловую нагрузку. Но эти части объединены концовкой „и молчи“. Этим „молчанием“ автор одновременно разделяет строфы и ставит точку в конце каждого смыслового отрывка и всего стихотворения.

Именно к молчанию Ф.И. Тютчев призывает людей, подобных ему, а может, и самого себя, в конце каждой строфы. В самой первой строке автор советует скрыться под «покровом молчания», затаить свои чувства и мечты. Также в первой части поэт сравнивает человеческую душу с встающими в ночи звездами. Это говорит о восприятии Тютчевым человека и природы как единого целого, о понимании автором единства мировой жизни. Федор Иванович призывает поэтов к безмолвному любованию своими мечтами и чувствами, поскольку поэт не должен быть многословен. Кроме того, автор считает, что «.. .мысль изреченная есть ложь». В эту фразу вложен огромный смысл, она перекликается с названием стихотворения, что еще больше усиливает его значение.

Ф.И. Тютчев убежден, что попытка выразить свои чувства словами подобна взрыву:

.. .Взрывая, возмутишь ключи -

Питайся ими и молчи.

В последней строфе автор призывает поэтов к умению жить в себе, он описывает ночной мир человеческой души. Этот мир лишен назойливого шума и дневных лучей, но он полон загадок и таинственного молчания:

.. .Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

 Таинственно-волшебных дум...

В этом стихотворении в очередной раз отразились философские воззрения поэта, стремление разгадать загадку человеческого бытия. При этом он рисует две картины (которые были описаны выше): картину вечера с безмолвными звездами и картину человеческой души, полной волшебных дум. При этом он использует множество выразительных и стилистических средств (эпитеты «душевной глубине», «таинственно-волшебных дум»; олицетворения «чувства и мечты... встают... безмолвно», «разгонят лучи»; риторические вопросы: «как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?»; сравнение «чувства и мечты, как звезды в ночи»; инверсия «встают и заходят оне», «поймет ли он»; повтор «молчи»).