История русской литературы конца XIX – начала XX вв., темы для изучения

И.А. Бунин. Поэзия И. Бунина. Сборники «Под открытым небом», «Листопад». Тема родины, русской природы. Осмысление традиций А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. Проза 1890-1900-х гг.: «Антоновские яблоки», «Сосны», «Новая дорога». Мотивы распада патриархальной усадьбы, устоев. Бунин в «Знании». Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия. Христианское мироощущение (рассказы «Третьи петухи», «Пост»). Идеи земной жизни как Божьего дара (дневники Бунина, «Господин из Сан-Франциско»). Мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое дыхание»). Концепция любви как «святого свойства души» («Святые»). Философская проблематика рассказа «Братья». Тема дворянских гнезд и крестьянских устоев («Суходол», «Деревня»). Восприятие национального характера. Стиль Бунина (живописность, внешняя изобразительность, ритмическая организация). Новое в соотношении субъективного и объективного начал. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в прозе Бунина. Неприятие Октября. «Окаянные дни». Эмиграция.

Л. Андреев и М. Горький: спор о человеке. Идейно-творческая полемика М. Горького и Л. Андреева о природе человека, его возможностях и способности влиять на окружающий мир. Горьковское представление о человеке и его выражение в творчестве: ранняя романтическая проза, драма «На дне», поэма «Человек», роман «Мать», проза 1910-х (цикл очерков «По Руси», автобиографическая трилогия). Концепция человека в творчестве Л. Андреева: близость к Горькому и принципиальные расхождения («Бездна», «Мысль», «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех», драма «Жизнь человека»). Проблема гуманизма.

Судьба русского реализма на рубеже XIX-XX веков. Писатели реалистических течений 1890-1990-х гг. как «наследники» традиций Л. Толстого и А. Чехова. Новые тенденции развития их реализма. Писатели круга «Среды» и «Знания» (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелеви др.). Новое понимание отношений личности и среды, характеров и обстоятельств. Усиление внимания к духовной жизни человека из народа. Усиление эпического начала в прозе. Ослабление прямых форм выражения авторской позиции, роль сказа. Концепция «неореализма».

«Новокрестьянская» поэзия 1910-х годов. Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Поэзия крестьянских поэтов и символизм (С. Клычков, С. Есенин). Традиции святоотеческой литературы и фольклора в поэтике крестьянских поэтов.Поэзия периода «Радуницы». Христианское и крестьянское начала в ранней лирике Есенина. Пейзаж в контексте православной образности. Образ крестьянского рая. Россия как избранная святыми страна. Метафоричность стиля. Романсный стих. Цвет в пейзажной лирике. Книги стихов Н. Клюева «Сосен перезвон» и «Братские песни». Православные мотивы в лирике Клюева. Различия в поэтике Н. Клюева и С. Есенина.

Возникновение русского символизма и «старшие» символисты.

Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм (символисты 1900-х гг.). Роль философии и поэзии Вл. Соловьева в формировании философских и эстетических воззрений символистов. Влияние русской и западной идеалистической философии. Понимание искусства как интуитивного постижения мира. Понятие о символе в теоретических и историко-литературных работах символистов. Русский символизм в контексте мирового литературного развития.

«Старшие» символисты: ведущие идейно-стилевые тенденции. Характеристика творчества одного из «старших» символистов: (Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф. Сологуб).

Младосимволизм. «Младшие символисты» (Андрей Белый, А. Блок, С. Соловьев). Оформление эстетической системы символизма. Обоснование теории «действенного искусства». Обострение интереса к общественности. Проблемы народных судеб, отношения народа к интеллигенции, интеллигенции и революции. Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения символистов философских, историко-культурных идей и поэзии Вл. Соловьева. Трактовка событий современности и прошлой социально-исторической жизни России в духе этих идей. Интерпретация символизма как мироощущения и умонастроения. Теургическая концепция искусства. Понимание красоты как действенной силы, преобразующей мир, а искусства - как средства служения этой цели.

А.А. Блок. Роль Блока в развитии русской поэзии XX века. Этапы развития мировоззрения и творчества поэта. Лирическая трилогия («трилогия вочеловечивания») А. Блока (композиция, лирический сюжет, лирическое «я», символика). Поэма «Двенадцать». Художественный мир поэмы. Синтез романтизма и символизма. Образы-символы природных и социальных явлений. Художественная концепция стихии «музыки». Романтический образ «двенадцати», образ-символ Христа. Полифонизм поэмы. Композиция, стиль, стих. Поэма в оценках критики.

Акмеизм. Кризис символизма. Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий,, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Нарбут, М. Зенкевичи др.). Разнородность акмеистического движения. Попытка реформы эстетической системы символизма, формирование новой эстетической системы. Установка на «вещное» восприятие мира.

Русский футуризм. Футуризм как одно из течений русской литературы «авангарда» в предреволюционную эпоху. «Эгофутуризм» (И. Северянин и др.). «Кубофутуристы» (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковскийи др.). Пролог эгофутуризма» (1911) и «Пощечина общественному вкусу» поэтов - «гилейцев» (позднее - кубофутуристов) как общественные и эстетические программы. Группа «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак)и ее особое место в футуризме, Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Проблема синтеза искусств. Эстетическая теория футуристов. Проповедь «свободного» искусства. Отождествление слова с предметом. Словесное экспериментаторство футуристов. «Самовитое» слово. Жанры футуристической поэзии. Характеристика творчества одного из поэтов-футуристов: творческий путь, проблематика, стилевое своеобразие, новаторство.