История русской литературы конца XX – начала XXI вв., темы

Русский постмодернизм.Постмодернизм как литературное течение. Рождение русского постмодернизма («Пушкинский дом» А. Битова, «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева, романы Саши Соколова). Постмодернистские тенденции в поэзии. Московский концептуализм. Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров). Постмодернистская проза. Т. Толстая («Река Оккервиль», «Кысь»), В. Пелевин («Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота»), А. Королев («Голова Гоголя»), рассказы и повести В. Сорокина. Драматургия постмодернизма. Трагедия Вен. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Театр Нины Садур. Е. Гришковец – «человек-театр».

Современный русский рассказ. Жанровое многообразие. Тенденции развития. Характеристика малой прозы В. Астафьева, В. Распутина, Е. Носова, Ю.Бондарева, А. Солженицына. Отражение в рассказах проблем сегодняшней жизни. Популярность циклов рассказов-миниатюр («Крохотки» А. Солженицына, «Затеси» В. Астафьева, «Мгновения» Ю. Бондарева). Рассказ как основной жанр прозы С. Довлатова. Автобиографизм и дневник как жанровая основа книг Довлатова «Компромисс», «Зона», «Заповедник», «Чемодан».

Современная женская проза. «Женский почерк» в современной прозе: Т. Толстая, Л. Улицкая, Л. Петрушевская, В. Токарева, М. Вишневецкая, О. Славникова. Дискуссии о женской прозе. Вечные категории бытия и их отрицание в современной женской прозе. Тема семьи. Проблема «отцов и детей». Рассказы Т. Толстой «Синяя птица», «Женечка», «На златом крыльце сидели», «Любишь – не любишь», «Соня» и др.: элементы, источники, основные формы (цитаты, реминисценции, аллюзии и др.) интертекста. Типология женских образов в прозе Л. Петрушевской. Мир и «антимир» в сказках Л. Петрушевской.

Современный литературный процесс (90-е гг. XX века – начало XXI века). Жанровая форма в современной прозе. Массовая литература. Темы и жанры современной русской фантастики. Сетевая литература. Языковые процессы в литературе конца столетия.