Периодизация русской литературы XIX века

Проблема периодизации литературного процесса XIX в. является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем, стоявших перед лите­ратуроведами и в прошлом, и в настоящее время. Историко-литературная наука выдвинула целый ряд исход­ных принципов периодизации. К наиболее устойчивым и имею­щим глубокие корни относится хронологический. Еще наши древ­ние летописцы усердно следовали этому принципу, от него не отказались и историки литературы XIX в.: А.Н. Пыпин, С.А. Венгеров, И.И. Замотин, Алексей Веселовский, — они до­полняли хронологический принцип делением истории литерату­ры на десятилетия. Обнаружилось особое «лицо» каждого деся­тилетия: романтическое — у 20-х гг., народно-фольклорное — у 30-х, романтический идеализм 40-х годов, позитивизм и практи­цизм 50—60-х и т.д. Деление литературного процесса на десяти­летия подкреплялось типологией художественных образов.

Второй вариант персонального принципа основан на его зави­симости от творчества выдающегося поэта или писателя, как бы консолидирующего литературное движение и открывающего наи­более привлекательные пути развития художественного твор­чества. Еще В.Г. Белинский выделял ломоносовский период, карамзинский, пушкинский; И.В. Киреевский включал между дву­мя последними период Жуковского, а Н.Г. Чернышевский присоединял к пушкинскому иериод гоголевский. Это как бы «ро­мантический» принцип периодизации. Литература идет за гения­ми. Получалась довольно стройная система, несущая в себе мно­гие важнейшие приметы: смену эстетических вкусов, ориентации, стилей. Конечно, границы таких периодов оказываются весьма рас­плывчатыми — один период накладывается на другой — и приме­нить этот вариант бывает затруднительно.

В начале XIX в. были приняты смешанные принципы периоди­зации: учитывалось как отношение литературы к действительнос­ти, к духовной жизни, а также отношение к «целостному просве­щению Европы», так и позиция писателя.

Литературоведение XX в., сохраняя отчасти хронологический и персональный принципы, стремится обновить представление о ведущих механизмах литературного развития, опираясь на ле­нинское учение о трех этапах освободительного движения. Од­нако в литературной науке было признано в конце концов не­возможным наложение периодизаций разного типа социальных явлений на литературный процесс.

Стремлением осознать внутренние закономерности литератур­ного развития обусловлено обращение к иным признакам литера­турной жизни — школам, направлениям, стилям. Так, мы знаем литературу на этапе классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. Ученые Пушкинского дома в фундаментальной «Исто­рии русской литературы» (В 4 т. — Тт. 2—4. — Л., 1982—1983) обозначили главные направления в литературе следующим обра­зом: от сентиментализма к романтизму (с начала века по 1825 г.) и от романтизма к реализму (от 1826 г. до середины столетия), тре­тий — расцвет реализма (1856—1881), переходный период в раз­витии русского реализма (80-е годы), а 90-е годы рассматривают­ся в контексте литературного процесса 1900-х годов. Однако в последние годы произошел поворот литературоведения к проб­лемам жанров и отчасти родов, что позволяет вернуться к за­бытому делению литературы XIX в. на два этапа: «золотой век» поэзии с ее жанрами (первые четыре десятилетия) и расцвет эпической прозы: многотипных повестей, очерков, рассказов, романных циклов во второй половине столетия.

Отмечая еще раз дискуссионность данной проблемы, следует при­знать, что, сохраняя хронологический принцип периодизации в качестве основного, необходимо наполнять его такими признаками ли­тературного развития, как своеобразие духовного бытия, гуманитар­ной природы литературы, а также ее собственной эстетики. Цель пе­риодизации — не создание жесткой схемы, а обозначение ряда глав­ных ориентиров на каждом этапе литературного движения.