Творчество Кемаль-ад-Дина Бехзада (ок.1455 – 1535/36) и школа Герата

Герат – столица Тимуридов в Хорасане, на территории нынешнего Афганистана. Новый стиль, сложившийся на рубеже 14 – 15 вв. в Ширазе, вскоре перешел в Герат. В 1420-х годах в при дворе Герата были собраны каллиграфы и художники из Багдада, Тебриза и Шираза. Наряду с традициями этих центров, гератская миниатюрная живопись испытала новую волну дальневосточных влияний. Возможно, художнику Гияс ад-дину, посетившему вместе с гератским посольством Пекин, принадлежит миниатюра на шелке с изображением Хосрова и Ширин под цветущей веткой дерева, написанная в китайской манере.

Уже к началу 1430-х гг. гератская миниатюра обрела свою специфику. Крупноформатные многофигурные миниатюры «Шахнаме», исполненные в 1430-х гг. в китабхане (библиотеке-мастерской) визиря-мецената Байсонкура, отличаются завершенностью композиций, ясностью пространственных решений, точностью рисунка, светлым жизнеутверждающим колоритом. Однако в решении проблем передачи движений, архитектурного стаффажа и фона они, при очень высоком мастерстве исполнения, остаются в пределах того, что можно наблюдать в ширазской миниатюре 10 – 20-х гг. 15 в.

Иллюстрации двух гератских рукописей «Калила и Димна» — 1410-е – 1420-е гг. и 1430 г. – отличают поэтичные красочные пейзажи и динамичный рисунок фигур животных и птиц. Более лаконично трактованы миниатюры рукописи «Хамсе» Низами 1431 г. Подчеркнуто декоративны иллюстрации «Мираджнаме» 1436 г.

Новый расцвет гератской школы относится ко 2-й пол. 15 в. в правление султана Хусайна Байкары, который собрал при своем дворе лучших художников. В гератской живописи все большее внимание уделяется образу человека.

Ко второй половине тимуридской эпохи сложился тип иранской миниатюры, который является наиболее своеобразным национальным выражением иранского искусства. Ему свойственны оттенок романтизма, доминирующая декоративность, любовь к элегантности и законченности. В колорите господствует сочетание дополнительных тонов. Композиция отличается выработанностью, стремление к стройности, к симметрии. Рисунок несколько теряет силу и острую выразительность, но привлекает мягкостью, плавностью линий, изяществом контура. Общее впечатление от миниатюры этой эпохи еще плоскостное, перспективные сокращения появляются не систематически, а как случайное явление. Иногда вводится несколько планов, дается диагональное построение. Замечаются черты реализма при изображении животных, растений, иногда людей. Появляются попытки создать портрет, иногда правдиво представлены человеческие эмоции, гораздо чаще человеческие лица лишены выражения. Руки и ноги, как правило, трактуются шаблонно. В целом реалистические черты играют подчиненную роль, превалирует декоративность.

В эту эпоху художник начинает сознавать себя индивидуальным творцом произведений искусства. Значительно чаще появляются подписи художников, в литературных произведениях упоминается о художниках, даются характеристики отличительных особенностей некоторых из них.

Главой нового направления стал Кемал ад-дин Бехзад. Бехзаду приписывают многие лучшие произведения гератской живописи к. 15 в., но бесспорно ему принадлежат миниатюры лишь в нескольких рукописях. Ранними произведениями художника являются исполненные в 1488 году иллюстрации рукописи «Бустана» Саади. Бехзад следует традициям, сложившимся в гератской живописи 15 в. В ряде случаев он делает назире (форма подражания художественному произведению, «ответ» на него) не только на излюбленные сюжеты, но и на композиции, выработанные его предшественниками. Но каждая миниатюра Бехзада отличается изысканным мастерством рисунка, декоративностью и гармоничным сочетанием ярких локальных красок и золота, тонкой проработкой архитектурного и пейзажного фона. У художника есть излюбленные мотивы, например большой платан с желто-зеленой обильной листвой. Но особое внимание Бехзад уделял людям, фигурки которых наделены необычной для средневековой миниатюры эмоциональной выразительностью.

В «Бустане» живостью трактовки сцен и близостью к духу поэзии Саади выделяются подписные миниатюры художника: «Царь Дара слушает назидание пастуха», «Сцена в мечети», «Юсуф, убегающий от Зулейхи».

Кисти раннего Бехзада приписывают выполненный около 1490 года цикл миниатюр в рукописи «Зафарнаме» Шараф ад-дина Али Йезди с многофигурными, полными динамики сценами походов и баталий, а также миниатюры в рукописи «Мантик ат-тайр» Аттара, насыщенные выразительными жанровыми сценами.

К шедеврам средневековой иранской миниатюры относят иллюстрации, которыми Бехзад в 1493/94 г. украсил две рукописи поэм Низами. Среди них есть назире, например сцена борьбы Бахрам Гура с драконом, но много и оригинальных сюжетов. С большой жизненностью и экспрессией изображены люди, занятые тяжелым трудом на строительстве дворца Хаварнак. Траурная патетика передана в сцене оплакивания мужа Лайли. Тонким лиризмом проникнуто изображение Маджнуна, тоскующего в пустыне.

Иным, поэтическим чувством отмечены приписываемые Бехзаду миниатюры н.16 в. в рукописи «Маджнун и Лайли» Амира Хосрова Дихлави и диптих, изображающий обучение в школе.

Важным шагом в развитии миниатюрной живописи Среднего Востока явилось обращение Бехзада к портрету, в котором он стремился, не выходя за пределы установленных правил, передать индивидуальные черты внешности человека. Бехзаду приписывают графичный по манере исполнения портрет султана Хусайна Байкары и звучный по контрастному сочетанию локальных красок портрет Шайбани-хана, выполненный предположительно до 1510 года.

Творчество Бехзада – вершина в развитии миниатюры на Среднем Востоке – гармонично сочетает принципы традиционной условной средневековой живописи с элементами реальности, которые, не разрушая этикетности изображения, своей достоверностью придают ему особую выразительность и усиливают эмоциональность художественного образа.


Литература:

  1. Веймарн. Классическое искусство стран ислама. 2002.
  2. Веймарн. Искусство арабских стран и Ирана 7 – 17 веков. 1974.
  3. Денике. Живопись Ирана. 1938.