Понятие кодикологии. Die Handschriftenkunden, das Buchwesen, codigrafia, “archelogia dei libri”. Альфонс Дэн и Шарль Самаран о предмете кодикологии. Дени Мюзерей и его «Словарь кодикологии». Хронологическая определенность кодикологии

Понятие кодикологии

Кодикология (от лат. codex (родительный падеж codicis) — «книга» + греч. λόγος — «слово, наука») — вспомогательная историческая дисциплина, предмет которой — изучение рукописных книг.

Термин «кодикология» в 1949 году предложил французский учёный Альфонс Дэн.

Основными задачами при изучении рукописных книг являются изучение истории их создания и судьбы, а также их собирание, выяснение роли рукописных книг в истории культуры, описание и составление их каталогов. Также изучается материальная сторона рукописных книг: бумага, на которой они написаны, филиграни (водяные знаки на бумаге), переплеты, украшения, изменения в пространстве и во времени графики письма, почерки отдельных писцов, профессиональный и социальный состав писцов. Исследуется состав рукописных сборников, история их текстов. Важной задачей является установление времени написания и авторов рукописных книг в тесной связи с археографией, библиографией, источниковедением, литературоведением, палеографией и текстологией.

Несмотря на то, что кодикология как специальная историческая дисциплина вот уже полвека господствует в комплексном изучении пергаменных и бумажных рукописей, существующие в литературе определения ее предмета и задач остаются дискуссионными. Объект же кодикологии как будто споров не вызывает: рукописные книги (цельные кодексы) и их фрагменты (отрывки) вне зависимости от времени их создания, материала, на котором они сделаны, и средств для письма.

Понимание кодикологии как научной дисциплины, занимающейся реконструкцией процесса создания средневековой рукописи и историей ее бытования (на основе комплексного изучения переплета, записей, книгохранительных помет и шифров, сигнатуры и пагинации), свойственно большинству отечественных исследователей (А. Д. Люблинская, И. Н. Лебедева, Л. И. Киселева). Л. В. Черепнин считал, что кодикология изучает рукописные книги «как памятники литературы, материальной культуры, искусства» в связи с установлением социального и профессионального состава их писцов; общественный резонанс, вызванный появлением памятника письменности; ареал и степень распространения книги и др.

Следует согласиться с Л. И. Киселевой, относящей к предмету кодикологии не только рукописную книгу как таковую, но и комплексы рукописных книг, изучение внешней и внутренней формы которых служит основой для установления особенностей книгопроизводства в рамках отдельного скриптория или писцовой школы

В целом под кодикологией следует понимать специальную историческую дисциплину, занимающуюся установлением происхождения рукописной книги, определением истории ее бытования (сделки, объектом которых она была, миграция, характер использования и т. д.), а также последующей ее архивной (библиотечной) судьбы. Особенностью методики кодикологического анализа является ее комплексность. В зависимости от цели исследования, кодикология пользуется методическими приемами, свойственными палеографии, филиграноведению, дипломатике, текстологии, эпиграфике, архивоведению, библиотековедению и другим специальным историческим дисциплинам, являющимся вспомогательными по отношению к ней.

Die Handschriftenkunden, das Buchwesen, codigrafia, “archelogia dei libri”

Die Handschriftenkunden - та же кодикология, но по-немецки. 

Das Buchwesen - книговедение, тоже по-немецки.  Книговедение — комплексная наука о книге и книжном деле, изучающая процессы создания, распространения и использования произведений письменности и печати в обществе.

Codigrafia - Шарль Самаран придумал для кодикологии термин «codigrafia» по модели термина «палеография», но не получил согласия.

Archelogia dei libri. Теоретическая разработка задач кодикологин принадлежит крупнейшему бельгийскому иссле­дователю Франсуа Мазэ. Он считал, что именно книга, античная и средневековая, более всего сохранила следы ушедших цивилиза­ций. В его определении «кодикологии как археологии наиболее ценных памятников цивилизации — книг» ясно выступает исто­рический подход.

«Археологи книги», по его мнению, как бы из ее «недр» извлекают фактический материал, с помощью которого воссоздают процесс изготовления, способ переписки текста, вос­станавливают историю бытования рукописной книги. Ф. Мазэ называл кодикологию «археологией книги».

Действительно, подобно археологу, снимающему слой за слоем в поисках более древнего исторического напластования, кодиколог, исследуя следы «жизни» книги в ее почерках, пометах, надписях, ярлычках и шифрах, стремится реконструировать историю ее создания. 

Альфонс Дэн и Шарль Самаран о предмете кодикологии

Французский византинист Альфонс Дэн (1896–1964) в 1947 г. предложил термин "кодикология" и разработал методику исследования средневековой рукописи.  Термин «кодикология» был принят в науке после выхода в свет книги А. Дэна «Les manuscrits» (P., 1949), в которой он определил взаимоотношения этой дисциплины с палеографией, разграничил их предметные области, сформулировав задачи кодикологии как науки о рукописной книге в противоположность палеографии как науки о письме. А. Дэн уточнил предмет кодикологического исследования, который, по его мнению, составляют реконструированная история изготовления рукописей, создание каталогов (в том числе тематических), а также история использования рукописей (их хранение, бытование, а также торговля ими).

Шарль Самаран (1879 - 1982) - соучредитель Международного комитета по палеографии в 1953 году, основатель датированного каталога рукописей, соучредитель Международного совета по архивам, - плодовитый автор и крупная фигура в архивоведении двадцатого века, палеографии и кодикологии, благодаря своему личному влиянию, институциональной деятельности и широкому спектру письменных произведений.

Ш. Самаран в лекциях в Школе высших исследований использовал термин «кодикография». 

Дени Мюзерей и его «Словарь кодикологии»

Еще в 1953 г. было принято решение о создании «Кодикологи- ческого словаря», куда вошли бы все термины, применяемые по от­ношению к рукописной книге, ее структуре, письму, декору, мате­риалу. Предполагали первоначально выпустить такой словарь на 9 языках, включая и русский. Однако организационно оказалось трудно осуществить такое грандиозное мероприятие. На VI Кол­локвиуме в 1981 г. был представлен методический план словаря, в соответствии с которым он будет состоять из 7 рубрик (частей), включающих в себя:

  1. Материал письма (камень, металл, папирус, пергамен, бумагу); типы и формы рукописей (свиток, кодекс и т. п.).
  2. Писец и его орудия труда, чернила, краски, их ингредис»гты.
  3. Создание книги (форматы, наколы и разлиновка, размещение на странице).
  4. Копия текста (письмо, ошибки, корректура, вспомогательный аппарат, содержание томов, традиция и исследование текста).
  5. Декорация (расположение на странице, типология иллюстра­ции. элементы декора, композиция и рисунок, использование ппст* техника декора, декор букв, геральдика).
  6. Перист (подготовка тетрадей, сшивка блока, крынки переплета, материал обтяжки, элементы украшения переплета).
  7. Сохранность (состояние, элементы разрушения, реставрация, репродукция документов).

Было решено в соответствии с планом создать первую версию на французском языке, а далее — на других языках в странах Европы. К настоящему времени опубликована первая рубрика на французском языке, составленная Д. Мюзереем и две версии: на итальянском (1996 г.) и испанском (1997 г.) языках. Каждый раздел включает в себя термины и объяснения, сопровождаемые рисунками, схемами или фотографиями. Этот словарь необходим для всех изучающих рукопи­си, так как вводит в научную лексику одинаковые по смыслу понятия.

Слварь кодикологии (1985) - основная работа для всех тех, кто работает над кодификацией и средневековыми рукописями. Методический репертуар французских терминов, относящихся к рукописям. Крупномасштабный справочник Дени Мюзерея, с его определениями и схемами. Это огромная работа, это средство чрезвычайно полезно и абсолютно необходимо для того, кто должен описать рукопись точно. Алфавитный указатель на разных языках (французский, испанский, итальянский, и английский). Рисунки, которые иллюстрируют определения, отображаются напротив, что облегчает их понимание.

Дени Мюзерей является исследователем по кодикологии в Институте исследований и истории IRHT (Франция) по текстам и в Международном латиноамериканском палеографическом комитете.

Хронологическая определенность кодикологии

Определение обстоятельств происхождения того или иного кодекса или группы кодексов часто базируется на сведениях, содержащихся в надписях, прежде всего синхронных основному тексту и принадлежащих лицам, участвовавшим в книгопроизводстве (писцам, переплетчикам, художникам, счетчикам, книгохранителям и др.). Интерпретация этих текстов требует постоянного обращения к исторической хронологии, метрологии, ономастике, исторической топографии, генеалогии, лингвистике, общей истории. Установление архивной судьбы кодекса или группы кодексов невозможно без истории архивного и музейного дела.