Аспект теоретической лингвистики описания языка. Дидактолингвистический аспект описания языка

Аспект теоретической лингвистики описания языка

Этот аспект предполагает изучение языковой системы и процесса исторического развития языка только в теоретическом плане. Совершенствование технических (с развитием цивилизации) и методических приемов обучения привело к появлению нового предмета исследования в области самой лингвистики. Язык начал интересовать нас не только как культурный памятник человечества, но и как система и структура языковых сегментов, функционирующие в обучении. Под функционализмом понимается то, что является характерным для представителей пражского лингвистического кружка. Они стали рассматривать изучение языка с точки зрения цели языковой коммуникации. Согласно этому положению любое языковое действие изучается с точки зрения его применения, цели, функции, которое оно выполняет в реальной жизни.

Указывается также на то, что язык – это реальность (конкретный физический феномен), тип которой обусловлен внешними (экстралингвистическими) факторами, например социальной средой, аудиторией и т.д.

Важным с лингводидактической точки зрения в рассматриваемом аспекте является вопрос об отношении языка и речи, т.е. как отделение языка от речи отражается в лингводидактической теории и практике и в какой степени оно приводит к концепции микроязыка учебника и дидактической речи как средств обучения, представляющих собой также предмет лингводидактики.

Для лингводидактики важен синхронный аспект изучения языка. Кроме того, здесь сопоставление современных изучаемого и родного языков учащихся служит средством выявления не только лингвистических, но и дидактических и лингвистических норм использования в учебном процессе сопоставленного с родным языком учащихся языкового минимума, но не всей языковой системы.

Дидактолингвистический аспект описания языка

Теоретическая лингвистика своим предметом считает язык как всеобщую знаковую систему. В центре внимания дидактического изучения языка находится язык как учебный предмет, в том числе микро- и метаязык учебника, речь учащихся и преподавателя в процессе обучения по отношению к изучаемому языку как средству коммуникации его носителей.

Дидактический аспект изучения преподаваемого языка, т.е. изучение с точки зрения его «поведения» в дидактическом процессе, представляет собой область научно-исследовательской деятельности, которая ни в лингвистике, ни в методике как науке еще не нашла своего достаточного отражения и, следовательно, не охватывается терминами «лингвистика», «методика».

Метаязык учебного предмета, т.е. науки, к которой он относится, является не только предметом, которым учащиеся овладевают, но и средством, при помощи которого они овладевают языком и речью. Поэтому к вопросам «чему обучать?» и «как обучать?» следует добавить вопросы «чем обучать?» и «на чем обучать?», имея при этом в виду:

  • – микроязык учебника и методических пособий;
  • – метаязык учебника как предмет и средство обучения;
  • – дидактическую учебную речь преподавателя как содержание обучения;
  • – дидактическую учебную речь преподавателя как средство обучения;
  • – средства программированного обучения.

Обучение всегда зависело не только от метода, но и от системы подачи содержания обучения, от речевых

факторов, речи преподавателя, лингвистических и экстралингвистических элементов учебника. Еще Я.А. Коменский писал, что именно «книги (учебники) должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая путь и помогая учащимся понять все самим, даже без содействия учителя».

Цель лингводидактического исследования материала для учебников, представляет собой выявление дидактических, лингвистических и материальных, т.е. языковых, основ обучения. Также лингводидактическое – теоретическое, теоретико-практическое и практическое – изучение языка решает одну из основных проблем обучения иностранному языку. В отличие от чисто лингвистической, теоретической точки зрения на язык, с точки зрения лингводидактики язык является базой лингвистики и дидактики в их единстве, которое и является ее основанием. Следовательно, предпосылкой создания лингводидактических основ обучения языку является взаимопроникновение дидактического и лингвистического аспектов его изучения.

Каждая из наук содержит в себе определенные иерархические уровни:

  1. 1. Свой предмет, или материальное содержание изучения;
  2. 2. Свои понятийные категории;
  3. 3. Свою внутреннюю структуру (эпистемологию), или анализ своих основ;
  4. 4. Свою внешнюю эпистемологию, или анализ отношений между ее субъектом по отношению к другим наукам. Кроме всего сказанного, следует иметь в виду, что, когда речь идет об изучении языка в учебных целях, так же как в случае, когда речь идет об обучении языку, все основные постулаты наук, занимающихся этими близкими, но не тождественными вопросами, должны увязываться с определенными положениями общей психологии и психологии обучения языку как наук, определяющих психологические предпосылки усвоения второго языка и совершенствования знаний и умений в области родного языка.

Метаязык (англ. metalanguage). Язык «второго порядка», т.е. такой язык, на котором говорят о языке же (языке объекте); язык, объектом которого является содержание и выражение другого языка (ср.: «металингвистика» во втором значении – наука о языках «второго порядка» (метаязыках), для которых предметом (материалом, содержанием) является естественный язык).