Методы и приемы изучения художественного произведения

В практике распространена общедидактическая клас­сификация методов, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, в основе которой - степень познавательной активности в учебном процессе:

  1.  Догматические методы: материал заучивается без обя­зательного понимания.
  2.  Репродуктивные: материал не только заучивается, но и воспроизводится.
  3.  Объяснительно-иллюстративные: материал разъяс­няется, иллюстрируется примерами, демонстрируется и должен быть понят учениками.
  4.  Продуктивные методы: материал должен быть не толь­ко понят, но и применен в практических действиях.
  5.  Эвристические, частично-поисковые методы: отдельные элементы нового знания добывает сам ученик посред­ством целенаправленных наблюдений, путем решения познава­тельных задач, проведения эксперимента и пр.
  6.  Проблемные методы: умение осознать проблему, а в от­дельных случаях - и поставить ее, внести вклад в ее разрешение.
  7.  Исследовательские методы: высший уровень позна­ния, приближающийся к деятельности научного работника, но в условном ключе субъективно-творческих задач (новое научное знание субъективно ново лишь для ученика, играющего роль ис­следователя).

Высшие ступени в этой типологии (5-7-й методы) вносят творче­ский элемент в деятельность обучающегося через накопление материала, его осмысление, обобщение: самостоятельно выводится новое зна­ние.

Применение методов высших рангов на протяжении ряда лет обучения обеспечивает умственное развитие. По мнению М.Н. Скаткина (1971), XX век - это век освоения поисковых методов, хотя чис­ленно пока преобладают объяснительно-иллюстративные.

В.Г.МАРАНЦМАН выделил 5 методов изучения литературного произведения, с учетом спе­цифики предмета литературы и характера общения учащегося с лите­ратурным произведением:

  1.  Чтение литературного произведения.
  2.  Анализ художественного текста.
  3.  Комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-крити­ческие статьи, научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т.д.).
  4.  Претворение литературного произведения в других видах ис­кусства (музыка, живопись, театр, кино и др.).
  5.  Литературное творчество учащихся по мотивам литературных произведений или собственных жизненных впечатлений.

Прием изучения литературы — это конкретная операция, которую совершает читатель в процессе освоения идеи произведения, применения метода на практике, в конкретной ситуации.

Первая функция приема в обучении — быть средством постиже­ния художественного произведения. Поэтому выбор приема опреде­ляется:

  • 1) родом и жанром художественного текста и другими его осо­бенностями;
  • 2) особенностями восприятия произведения и уровнем ли­тературного развития учеников, их возможностями (т. е. целями и задачами урока, которые должны быть решены в ходе анали­за);
  • 3) профессиональными склонностями самого учителя.

В процессе решения задач прием выполняет свою вторую функцию — становится средством формирования аналитических умений, приобретения литературоведческих знаний (на уровне пред­ставлений) и читательского опыта.

Структура анализа художественного произведения (упрощенная)

  1. Определить тему, проблему и идею произведения
  2. Указать средства создания художественного образа (тропы, фигуры)
  3. Определить форму повествования, перечислить персонажей, отметив их статус в структуре произведения
  4. Указать тип конфликта
  5. Охарактеризовать сюжетные элементы (экспозицию, завязку, кульминацию, развитие действия, развязку)
  6. Отметить композиционные приемы

Методы и приемы изучения художественного произведения

Опираясь на совокупность научных способов познания литературы, адаптируя их к своим целям и задачам, творчески трансформируя искания методистов прошлого, современная методика изучения литературы выработала свою систему методов работы с художественным произведением, в которой ведущими являются следующие:
  • • чтение литературного произведения;
  • • анализ художественного текста;
  • • комментирование литературного произведения контекстными (внетекстовыми) материалами;
  • • претворение литературных произведений в других видах искусства;
  • • изучение произведения в контексте творчества писателя или сравнительно с произведениями других авторов;
  • • литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учащихся.
Если взять за основу классификации способы работы с текстом художественного произведения, то в современной практике преподавания литературы наибольшее распространение получили следующие методы:
  • • проблемно-тематический, предполагающий изучение художественных произведений на основе его тематики и проблематики;
  • • аналитический, в основе которого – использование приемов анализа художественного произведения, направленных на выявление его идейного содержания и художественного своеобразия;
  • • интерпретационный, сущность которого заключается в истолковании смысла художественного произведения сквозь призму множественных вариантов восприятия;
  • • исследовательский, имитирующий научное исследование по основному способу деятельности;
  • • интертекстуальный, выявляющий множественные связи данного художественного произведения с другими текстами и явлениями культуры;
  • • интегрированный, в основе которого – изучение произведения с использованием других наук и искусств;
  • • синтетический, соединяющий различные методы и приемы.
Основное внимание в процессе литературного образования уделяется работе со словом в контексте художественного произведения, позволяющей сформировать у учащихся представления:
  • • о литературе как искусстве слова;
  • • художественном тексте в теоретико-литературном аспекте;
  • • слове как социокультурном знаке, смысл которого актуализируется в каждом конкретном художественном тексте.
Работа, проводимая в данных направлениях, станет также основой и способом:
  • • совершенствования знаний, умений и навыков в области языка;
  • • развития устной и письменной речи;
  • • развития орфографической зоркости.
Организация работы со словом может осуществляться на всех этапах изучения художественного произведения в рамках системы занятий с использованием самостоятельной деятельности учащихся. Работа со словом может происходить в процессе:
  • • выразительного чтения учителя, мастеров художественного слова, учащихся;
  • • историко-культурологического комментария;
  • • подготовки учащихся к устным ответам на вопросы;
  • • письменных ответов на вопросы учителя;
  • • выполнения различных заданий на уроке;
  • • интерпретационной деятельности учащихся;
  • • проектной деятельности учащихся;
  • • написания сочинения.
Большую роль в организации работы со словом в контексте художественного произведения играет самостоятельная деятельность учащихся, которая:
  • • способствует развитию сформированных на уроке знаний, умений и навыков анализа и интерпретации художественного текста;
  • • создает дополнительные ситуации для применения полученных на уроке знаний, умений и навыков анализа и интерпретации художественного текста;
  • • способствует постижению художественного текста в эстетическом аспекте в соответствии с читательскими и исследовательскими интересами и потребностями учащихся.
Очень эффективным является изучение художественного произведения во взаимосвязи с другими видами искусства в целях:
  • • формирования эстетического восприятия художественного произведения;
  • • формирования представления о художественном произведении, творчестве писателя, периоде развития литературы в контексте мировой культуры.
Активизация взаимосвязи литературы с другими видами искусства может осуществляться:
  • • в рамках системы уроков в качестве историко-культурного фона при изучении обзорных тем, биографического материала, а также на всех этапах изучения художественного произведения;
  • • в рамках системы уроков и как основа самостоятельной деятельности учащихся в качестве учебного задания, построенного на сопоставлении художественного произведения и его интерпретаций в других видах искусства;
  • • как образец для реализации собственной интерпретации художественного произведения.
Источником информации для работы в данном направлении может послужить также внеучебная работа.
Еще одним важным методом обучения литературе является изучение литературы в контексте междисциплинарных связей с целью:
  • • формирования и развития всесторонне развитой личности;
  • • формирования и развития представления художественного произведения, творчества писателя, периода развития литературы в историко-культурном контексте;
  • • создания учебной ситуации, позволяющей применить полученные в рамках изучения какой-либо смежной дисциплины знания, умения и навыки в новых условиях.
Междисциплинарные связи литературы могут осуществляться:
  • • на занятии при изучении обзорных тем, биографического материала, а также на всех этапах изучения художественного произведения (наибольшей степенью реализации междисциплинарных связей характеризуется интегрированный урок);
  • • как основа самостоятельной деятельности учащихся.