Анализ художественного произведения на примере рассказов Чехова

Схема анализа:

  1. Определить тему, проблему и идею произведения
  2. Указать средства создания художественного образа (тропы, фигуры)
  3. Определить форму повествования, перечислить персонажей, отметив их статус в структуре произведения
  4. Указать тип конфликта
  5. Охарактеризовать сюжетные элементы (экспозицию, завязку, кульминацию, развитие действия, развязку)
  6. Отметить композиционные приемы

Пример выполнения:

«Перед свадьбой»

1. Тема рассказа: социально-бытовая
    Проблема: социальное неравенство?
    Идея: преувеличение значения чина в быту…

2. Средства создания художественного образа:
   Тропы:
 — метафора (малодушная психиатрия, а душа зато страсть какая ехидная!)
 — аллегория (Ай да мужчина! Настоящий Вальтер Скотт!),
 — литота (мужчины все дураки, с ними жить не очень-то сладко),
 — метонимия (ума ее никто не видал),
 — эпитет (лысая образина, твой отец; уж больно занослив и горделив; женщина она добрая, но двулично-вольнодумствующая, легкомысленная, жеманственная)
 — дисфемизм (трахнул кулаком),
 — ирония (в уразумении буквы» ?» видит начало и конец всех премудростей)
   Фигуры:
 — анафора (Я такие чувствую чувства, каких вы никогда не чувствовали!),
 — апострофа (и воскликнул: «Чёрт возьми, я любил и люблю ее!»),
 — парономазия (замечательна только тем, что ничем не замечательна),
 — риторический вопрос (Что? Любовь? Какая там любовь?),
 — умолчание (Будут моменты, когда он… Нет, умолчу лучше; она благородная, честная особа, но… шут с ней!),

3. Форма повествования: безличная, от лица повествователя
   Система персонажей:
 — главные герои: девица Подзатылкина, господин Назарьев
 — второстепенные: мать и отец девицы? (хотя по присутствию…)
 — эпизодические персонажи: гимназист 8 класса, Ванька Смысломалов

4. Тип конфликта: социально-бытовой

5. Сюжетные элементы:
 — завязка: помолвка Назарьева и Подзатылкиной
 — экспозиция: представление героев, описание
 — развитие сюжета: монологи матери, отца и Назарьева
 — эпилог: автор делает вывод

6. Композиционные приемы:
 — монологи: матери, отца и Назарьева
 — антитеза (противопоставление): позиция отца, матери и Назарьева

 

«Сельские эскулапы»

1. Тема рассказа: профессиональная, больница в селе
    Проблема: медицинская неграмотность
    Идея: пренебрежение своими обязанностями?

2. Средства создания художественного образа:
   Тропы:
 — эпитет (чувствительно благодарен)
аллегория (— Какая же она гризетка! Скажите ей, что она гризетка!)
 — перефраз (Без водки нельзя нашему брату)
 — метафора (в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая; в голове точно камень)
 — гипербола (не умывавшийся и не чесавшийся со дня своего рождения; а денег на чернила две копейки в год дает!),
 — синекдоха, ирония (— А нешто певчий может быть неграмотный? Голова!)
 — метонимия (Животом страдаешь?)
 — олицетворение (болезнь моя произошла)
   Фигуры:
 — умолчание (чтоб вы, с вашего позволения, относительно моего здоровья того…),
 — аттракция? (за отсутствием доктора)
3. Форма повествования: диалог, безличная
   Система персонажей:
-главные герои: Глеб Глебыч, Кузьма Егоров – врачи земской больницы
 — второстепенные/эпизодические: Иван Микулов, Михайло Измученков, Марфа Заплаксина, Тимофей Стукотей
 — эпизодические: Микифор Пуголова, кухарка Пелагея

4. Тип конфликта:?

5. Сюжетные элементы:
 — экспозиция: описание условий приема больных
 — развитие действия: прием больных
 — развязка в качестве эпилога?: Кузьма Егоров скромно опускает глазки и храбро прописывает Natri bicarbonici, т. е. соды.

6. Композиционные приемы:
 — противопоставление: врачи и больные
 — повтор: несколько однотипных приемов

 

«Братец»

1. Тема рассказа: лицемерие
    Проблема: та же
    Идея: изменение мнения с изменением обстоятельств

2. Средства создания художественного образа:
   Тропы:
 — сравнение (Лучше реноме потерять, чем сестру родную в погибели видеть)
 — метафора (Плюнь ты на эту анафему толстомордую)
 — эпитет (Вонючим квасом да тухлыми селедками торгует)
 — перефраз (Выходишь по расчету … за свинство…)
 — пафос (Ты благородная, личная дворянка, с образованием, а ведь он квасник, мужик, хам! Хам!)
   Фигуры:
 — риторический вопрос (Ну, а где твои мечтания? А? Боже ты мой, господи! А?)
 — антитеза (ему вчера слово дала, а он сегодня же утром нашу кухарку на пятак обсчитал!)
3. Форма повествования: диалог, безличная
   Система персонажей:

4. Тип конфликта: социальный, личностный

5. Сюжетные элементы:
 — экспозиция: сестра у окна, брат рядгом
 — завязка: обращение брата к сестре
 — развитие: диалог брата и сестры
 — кульминация: приход посыльного от жениха
 — развязка: изменение мнения об этом браке у брата

6. Композиционные приемы:
 — антитеза: противопоставление жениха невесте
 — усиление: нагнетание братом доводов
 — вводный эпизод: визит посыльного


«Вор»

1. Тема рассказа: взаимоотношения людей, изгои общества
    Проблема: проблема социального определения
    Идея: необдуманные поступки ведут к беде

2. Средства создания художественного образа:
   Тропы:
 — дисфемизм (шатался ссыльный по городу)
 — метафора (его охватило сыростью ночи)
 — сравнение (А улица широкая, что твоя площадь; нос как буравчик; голова его походила на две утиные головы, склеенные затылками)
 — мейозис (Из-под фалды его шубенки)
 — эпитет (Колокола-тенора заливались всевозможными голосами)
 — олицетворение (колокола отбивали звуки)
 — метонимия (Вы ли это? — запищала головка)
   Фигуры:
 — умолчание (- Едва ли это будет удобно… — сконфузился доктор)
 — антитеза (Там теперь под ногами не грязный снег, не холодные лужи, а молодая зелень; там ветер не бьет по лицу, как мокрая тряпка, а несет дыхание весны)
 — бессоюзие (стол, покрытый белой скатертью, с куличами, закусками, водками…)
 — многосоюзие (Без денег она не могла ни жить, ни любить, ни страдать.)
3. Форма повествования: безличная
   Система персонажей:
 — главный: Федор Степаныч
 — второстепенные: Барабаев, Оля
 — эпизодические: доктор Гурий Иваныч, хозяин квартиры

4. Тип конфликта: социальный

5. Сюжетные элементы:
 — завязка Федор Степаныч вышел на улицу
 — экспозиция: опиание того, что происходит на улице
 — развитие: встреча с доктором
 — кульминация: встреча с Барабаевым и Ольгой
 — развязка: ссыльный так и ходит по улицам

6. Композиционные приемы:
 — вводный эпизод: с птицей в клетке
 — противопоставление: разница в отношении к Барабаеву и Федору Степанычу

 

«Дочь Альбиона»

1. Тема рассказа: историческая, интернациональная
    Проблема: проблема взаимодействия людей, говорящих на разных языках
    Идея: различия в воспитании

2. Средства создания художественного образа:
   Тропы:
 — литота (Отцов прыснул)
 — сравнение, метафора (с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом, похожим скорей на крючок, чем на нос)
 — сравнение (сижу, как подлец какой-нибудь, как каторжный; стоит, как чучело)
 — дисфемизм (бельмы на воду таращит; живо по-ихнему брехать научится)
 — метафора (облила его презрением; для детей только и держу этого тритона)
 — перефраз (очутился в костюме Адама)
   Фигуры:
 — зевгма (подкатила прекрасная коляска с каучуковыми шинами, толстым кучером и бархатным сиденьем)
 — инверсия (Удивляюсь, брат, я немало!)
 — мейозис (какой-нибудь аристократишка)
3. Форма повествования: безличная
   Система персонажей:
 — главный герой: Грябов, помещик
 — второстепенные: Отцов, миссис Тфайс
 — эпизодический: лакей Грябова

4. Тип конфликта: бытовой

5. Сюжетные элементы:
 — завязка: приезжает Отцов
 — развитие действия: Отцов едет на реку и разговаривает там с Грябовым
 — кульминация: Грябов раздевается и лезет в воду
-развязка: англичанке все равно, она ловит рыбу

6. Композиционные приемы:
 — антитеза: противопоставление воспитания и манеры поведения миссис Тфайс и Грябова
-усиление: постепенное увеличение жалоб на миссис Тфайс у Грябова


«Жалобная книга»

1. Тема рассказа: юмористическая, профессиональная
    Проблема: взаимодействия организаций и людей
    Идея: пусти козла в огород?

2. Средства создания художественного образа:
   Тропы:
 — сравнение (хоть ты и седьмой, а дурак)
 — эпитет (возмутительное происшествие)
   Фигуры:
 — умолчание (Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка… (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим… (зачеркнуто))
 — солецизм (грубости в отношении моей жене)
 — плеоназм (жительство имею в имении)
 — антитеза, паралеллизм (Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя)
3. Форма повествования: цитатная/тезисная, безличная
   Система персонажей: отсутствуют?


4. Тип конфликта: социальный

5. Сюжетные элементы:
 — экспозиция: показывается место, где лежит книга

6. Композиционные приемы:
монтаж?
 — повтор одинаковых элементов (цитат)

«Загадочная натура»

1. Тема рассказа: метанья личности
    Проблема: несогласованность с самим собой
    Идея: само.. обман?

2. Средства создания художественного образа:
   Тропы:
 — сравнение (то поднимается, то опускается, точно ладья среди волн)
 — эпитет (улавливает эту эксцентрическую, загадочную натуру)
 — пафос (— О, я постигаю вас!;)
 — метафора, перефраз (борьба за кусок хлеба)
 — гипербола? (Не вас целую, дивная, а страдание человеческое!)
 — олицетворение (счастье стучится ко мне в окно; локомотив свищет и шикает)
   Фигуры:
 — экзергация (— Говорите! Умоляю вас, говорите!)
 — умолчание (Мать же… Да что говорить!)
 — мезархия или анафора? (Я несчастна, несчастна, несчастна!)
3. Форма повествования: безличная
   Система персонажей:
 — главный: дамочка
 — второстепенный?: писатель Вольдемар

4. Тип конфликта: социально-классовый

5. Сюжетные элементы:
 — пролог: место действия — вагон
 — экспозиция: описание купе, в котором все происходит
 — развитие действия: разговор дамочки и Вольдемара
 — развязка: фраза о том, что был другой богатый старик
 — эпилог: поезд – мчится, дамочка – не меняется

6. Композиционные приемы:
 — монолог: дамы о ее нелегкой судьбе
 — противопоставление: себя, воздушной, — этому жестокому миру денег и славы…