Анализ стихотворения на примере "Заветной рифмы" К. Бальмонта

План: 

  1. 1. Автор и название стихотворения.
  2. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 
  3. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
  4. 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
  5. Тема стихотворения: 
  6. - пейзаж; 
  7. - общественно-политическая; 
  8. - любовная/интимная; 
  9. - философская.
  10. Сюжет: 
  11. - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
  12. - без сюжета: образы чувств (...).
  13. 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
  14. Какую лексику использует автор: 
  15. - бытовую, повседневную 
  16. - литературную, книжную 
  17. - публицистическую 
  18. - архаизмы, устаревшие слова
  19. 5. Композиция лирического произведения. 
  20. Необходимо: 
  21. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
  22. - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
  23. - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
  24. - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
  25. - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). 
  26. Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 
  27. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 
  28. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 
  29. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
  30. Композиция: размер, рифма, ритм. 
  31. Размер: 
  32. акцентный стих; 
  33. _ _' _ амфибрахий; 
  34. _ _ _' анапест; 
  35. верлибр (свободный или белый стих); 
  36. '_ _ _ дактиль; 
  37. дольник; 
  38. '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; 
  39. _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
  40. Рифма: 
  41. аабб - парная; 
  42. абаб - перекрёстная; 
  43. абба - кольцевая. 
  44. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
  45. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
  46. 6. Поэтическая лексика. 
  47. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
  48. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
  49. - определить своеобразие и активность использования тропов.
  50. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
  51. - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
  52. - гипербола - художественное преувеличение; 
  53. - ирония - скрытая насмешка; 
  54. - литота - художественное преуменьшение; 
  55. - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; 
  56. - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
  57. - паралеллизм; 
  58. - сравнение; 
  59. - эпитет - художественное определение.
  60. 7. Стилистические фигуры: 
  61. Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
  62. - антитеза/противопоставление; 
  63. - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; 
  64. - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
  65. - повторы/рефрен; 
  66. - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
  67. - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
  68. 8. Поэтическая фонетика
  69. Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
  70. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
  71. - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 
  72. - ассонанс - повторение гласных; 
  73. - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  74. 9. Образ лирического героя, авторское "Я"
  75. - сам автор, 
  76. - рассказ от лица персонажа, 
  77. - автор играет какую-то роль.
  78. 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
  79. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Сабж:

ЗАВЕТНАЯ РИФМА

Не Пушкин, за ямбами певший хореи,
Легчайший стиха образец,
Не Фет, иссекавший в напевах камеи,
Усладу пронзенных сердец,
Не Тютчев, понявший созвучия шума,
Что Хаос родит по ночам,
Не Лермонтов - весь многозвездная дума,
Порыв, обращенный к мечам,
Не тот многомудрый, в словах меткострельный,
Кем был Баратынский для нас, -
Меня научили науке свирельной,
Гранили мой светлый алмаз.
Хореи и ямбы с их звуком коротким
Я слышал в журчаньи ручьев,
И голубь своим воркованием кротким
Учил меня музыке слов.
Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,
Плакучие ветви берез
Мне дали певучий размер амфибрахий, -
В нем вальс улетающих грез.
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат - анапест.
Напевный мой опыт был с детства невольным,
Как неясность на лике невест.
В саду, где светили бессмертные зори
Счастливых младенческих дней,
От липы до липы, в обветренном хоре,
Качались шуршанья ветвей.
Близ нивы беседовал сам я с собою,
И видел в колосьях намек,
И рифмою чудился мне голубою
Среди желтизны василек.
В горячем июле, в пробегах безгласных
Качавших полнеба зарниц,
Читал я сказанья о странах прекрасных,
Где райских увижу я птиц.
В звучаньи ли долгом пастушьего рога,
В громах ли - всё звонче, светлей -
Мне слышались, снились напев и дорога, -
И я полюбил журавлей.
Свершилось. Дорога моя беспредельна.
Певучие - песни мои.
Хваленье, что пели вы мне колыбельно,
В далекой деревне ручьи.
Быть может, дадутся другому удачи
Полней и светлей, чем моя.
Но мир облетел я. И как же иначе
Крылатым ответил бы я?
Я видел всю Землю от края до края.
Но сердцу всех сказок милей,
Как в детстве, та рифма моя голубая
Широкошумящих полей.

Всю поэтическую лексику ищем здесь

Амфибрахий. ( стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.)

Итого.

  1. 1. Автор и название стихотворения - Бальмонт, Константин Дмитриевич. 

Константин Дмитриевич Бальмонт (3 июня 1867, сельцо Гумнищи, Шуйский уезд, Владимирская губерния — 23 декабря 1942, Нуази-ле-Гран, Франция) — поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков (Уильям Блейк, Эдгар Аллан По, Перси Биш Шелли, Оскар Уайльд, Герхарт Гауптман, Шарль Бодлер, Герман Зудерман; испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская, мексиканская, японская поэзия). Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.

Собственно стих - Из цикла «В России», Шатэлейон, 3 июля 1924  (Шателайон-Плаж (фр. Châtelaillon-Plage) — коммуна во Франции, находится в регионе Пуату — Шаранта. Департамент коммуны — Приморская Шаранта. Входит в состав кантона Эйтре.)

  1. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 

Написано 3 июля 1924 года в Шателейоне (см. выше). Посвящено, видимо, колокольчикам и прочей природе, которая дала ему разнообразные стихотворные размеры. В общем, в травинке он поэзию искал... Подмигиваю А нет. : Кроме статьи "О звуках сладких и молитвах", трех стихотворений под заглавием "Пушкин", в связи со 125-летием со дня рождения великого поэта Бальмонт сочинил еще четыре стихотворения на пушкинскую тему: "Огнепламенный", напечатанное 8 июня в парижской газете "Последние новости", и стихотворения "Русский язык", "Заветная рифма" и "Отчего?", опубликованные в журнале "Современные записки" (1924, № 22). Пушкину сие посвящено. 

Подобным образом построены и стихотворения "Заветная рифма" и "Русский язык", где имя Пушкина имеет ключевое значение, вызывая целый ряд ассоциаций, которые помогают Бальмонту не только выразить восхищение Пушкиным, но и нарисовать яркие картины родной природы, русской жизни, ее истории. В "Заветной рифме" - впечатления от журчанья ручьев, колокольного звона, голубых васильков, полей, берез, звука пастушьего рога и много другого, что учило его "науке свирельной", подсказывало размеры, помогало найти "заветную рифму".

  1. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.). - Особого места я не увидела - возможно плохо смотрела. 

  2. 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.Цитирую: впечатления от журчанья ручьев, колокольного звона, голубых васильков, полей, берез, звука пастушьего рога и много другого, что учило его "науке свирельной", подсказывало размеры, помогало найти "заветную рифму".

Бальмонт вообще символист. Был. Значит, надо искать символы. :

Хореи и ямбы с их звуком коротким
Я слышал в журчаньи ручьев,
И голубь своим воркованием кротким
Учил меня музыке слов.

Достаточно, думаю.

Про символизм:

«Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши — в вянущих ушах.

В отличие от других направлений в искусстве, использующих элементы характерной для себя символики, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.

Самое яркое изменение, привнесённое символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления.

И хватит про символизм пока. 

  1. Тема стихотворения: 
  2. - пейзаж; 
  3. - общественно-политическая; 
  4. - любовная/интимная; 
  5. - философская. Вот она. Хотя даже творческая,  ябсказал...
  6. Сюжет: 
  7. - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
  8. - без сюжета: образы чувств (...). Без сюжета. Сходил на улицу, нашел все виды рифм, всё хорошо. 
  1. 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
  2. Какую лексику использует автор: 
  3. - бытовую, повседневную 
  4. - литературную, книжную. Возвышенную литературную лексику использует Бальмонт в своем стихотворении. Он символист, ему положено. 
  5. - публицистическую 
  6. - архаизмы, устаревшие слова
  7. 5. Композиция лирического произведения. 
  8. Необходимо: 
  9. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - да переживаний там нет, там поиск рифмы в одуванчиках. 
  10. - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли - ну да. Весь стих посвящен отыскиванию стихотворных размеров в окружающей природе. 
  11. - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - ситуация: поиск. 
  12. - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; Да нет там ситуации! Бальмонт рассказывет, где и как он находит вдохновение. Сказано же - в широкошумящих полях. 
  13. - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). Ууу. Частей особо нет, повествование о размерах. 
  14. Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Каждая строфа - один из размеров. Ну или два. 
  15. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Частями. Кусками. 
  16. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Сопоставлен. 
  17. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. Значима, содержит: видел всё, но голубая рифма полей всё ж румяней и белей. милей то есть. 
  18. Композиция: размер, рифма, ритм. 
  19. Размер: 
  20. акцентный стих; 
  21. _ _' _ амфибрахий; 
  22. _ _ _' анапест; 
  23. верлибр (свободный или белый стих); 
  24. '_ _ _ дактиль; 
  25. дольник; 
  26. '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; 
  27. _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
  28. Рифма: 
  29. аабб - парная; 
  30. абаб - перекрёстная; 
  31. абба - кольцевая. 
  32. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
  33. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
  1. 6. Поэтическая лексика. Началооось....
  2. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
  3. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
  4. - определить своеобразие и активность использования тропов.

Ну вот то что там всё высокохудожественно, мы уже выяснили. 

  1. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
  2. - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; И как же иначе Крылатым ответил бы я?
  3. - гипербола - художественное преувеличение; ну хоть ее нет.
  4. - ирония - скрытая насмешка; тоже нет.
  5. - литота - художественное преуменьшение; нет.
  6. - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют: бессмертные зори, В горячем июле
  7. - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует: Что Хаос родит по ночам, Плакучие ветви берез  Мне дали певучий размер амфибрахий, - там вот этого добра вообще много. 
  8. - паралеллизм; он у нас тут с антитезой:
  9. Не Пушкин, за ямбами певший хореи,
                            Легчайший стиха образец,
                         Не Фет, иссекавший в напевах камеи,
                            Усладу пронзенных сердец,
                         Не Тютчев, понявший созвучия шума,
                            Что Хаос родит по ночам,
                         Не Лермонтов - весь многозвездная дума,
  10. - сравнение; качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе Плакучие ветви берез, И рифмою чудился мне голубою Среди желтизны василек - тоже много-много
  11. - эпитет - художественное определение: Певучие - песни мои, рифма моя голубая - тоже много этого добра

Хореи и ямбы с их звуком коротким Я слышал в журчаньи ручьев - возможно, метонимия

Свершилось. Дорога моя беспредельна. Певучие - песни мои. - пафос?

Близ нивы беседовал сам я с собою, И видел в колосьях намек, И рифмою чудился мне голубою Среди желтизны василек. - сплошная катахреза. вообще весь стих - сплошная она.

  1. 7. Стилистические фигуры: 
  2. Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
  3. - антитеза/противопоставление;  ну есть какая-то:, см. выше жирным.
  1. - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; не нашла. 
  2. - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; Легчайший стиха образец
  3. - повторы/рефрен; - не вижу. не-не-не в начале - ? ну непохоже это на рефрен.
  4. - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; не найдено. 
  5. - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. Вот чего нет того нет. 
  6. - гипербатон нашла:
  7. В звучаньи ли долгом пастушьего рога,
     В громах ли - всё звонче, светлей -
     Мне слышались, снились напев и дорога, -
    И я полюбил журавлей.

По фигурам всё.

  1. 8. Поэтическая фонетика
  2. Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
  3. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
  4. - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; в начале там не-не вот это
  5. - ассонанс - повторение гласных; 
  6. - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  7. 9. Образ лирического героя, авторское "Я"
  8. - сам автор, колокольчики исследует. От первого лица в прошедшем времени. 
  9. - рассказ от лица персонажа, 
  10. - автор играет какую-то роль. да нее, он созерцает. 
  11. 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
  12. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Так. А какие вообще бывают стихотворные жанры? А они все вот тут.

А вот то что выше - похоже на лирику. 

У меня всё, товарищи, по Бальмонту.