Автор как субъект деятельности

Автор (лат. auctor – виновник, основатель, сочинитель) – (АФ) субъект специальной – литературно-художественной деятельности, являющейся одной из форм общей человеческой деятельности; субъект литературно-художественной деятельности, результатом которой является литературно-художественное высказывание (произведение), в котором – в образно-знаковой форме – объективируются видение, понимание и эмоциональное восприятие мира и человека автором.

В авторологии автор существует только в авторологическом высказывании (как суждение). Вне суждения мы имеем только представление об авторе. Непонимание этого явления приводит к тому, что собственное критическое (исследовательское) представление об авторе выдается за автора (писателя).

Оперирование понятием «автор» требует разграничения следующих смыслов понятия:

  1. 1)  автор как субъект деятельности, объективирующий свои внутренние (экзистенциальные) силы во всей структуре литературно-художественного произведения;
  2. 2)  образ автора – персонаж, именуемый в литературно-художественном произведении «автором», выступающий в литературно-художественном произведении – во внутренней сфере поэтической реальности – равным другим персонажам (например, образ автора в «Евгении Онегине»);
  3. 3)  субъект речи (повествователь);
  4. 4)  автор биографический – писатель.

Автор как субъект именующей деятельности – (АФ) основная словесная функция автора в литературно-художественной деятельности.

Автор именует – человека, предмет, явление. Авторолог отвечает на вопросы: что и как именуется в литературно-художественном высказывании, т.е. анализирует внутренне структурно-словесные элементы высказывания.

Вопросу «что?» – по отношению к ЛХП – соответствует авторское видение (внутренняя сфера поэтической реальности, изображаемая «картина жизни»); вопросу «как?» – авторская словесная изобразительность (внешняя – словесная – сфера поэтической реальности).

В повествовании реализуется именование:

  1. 1)  природно-предметного мира и внешности персонажей – чему соответствует объективация рецепторного восприятия автора – что проявляется в описательной речи;
  2. 2)  «мыслей» субъекта речи или персонажа – чему соответствует объективация рациональной сферы автора – что проявляется в высказывании в форме суждения;
  3. 3)  эмоций субъекта речи или персонажа – чему соответствует объективация эмоциональной сферы автора – что проявляется в эмоционально-оценочной речи;
  4. 4)  действий персонажа, его отношений с другими персонажами – чему соответствует авторское видение персонажей в их межличностных связях – что проявляется в сюжетно-композиционной структуре литературно-художественного высказывания;
  5. 5)  слово субъекта речи и персонажа – чему соответствует объективация автора как субъекта словесной игровой деятельности – что проявляется в соотнесенности слова персонажа со словом субъекта речи (повествователем).

Автор как субъект словесной игровой деятельности (АФ). В пределах объективации эмоциональной сферы автор задает свои правила игры, свою парадигму художественного мышления, согласуемую со средством деятельности – поэтическим языком.

Игра обычно понимается как форма деятельности или свойство искусства и соотносится с проблемой «серьезное – несерьезное», т.е. со сферой собственных эмоциональных оценок субъекта высказывания, однако последнее чаще всего не подвергается рефлексии.

В пределах аналитической философии и аналитической филологии игра рассматривается как свойство, приписываемое субъектом высказывания любому виду деятельности, таким образом устраняется натурфикация (опредмечивание) понятий «игра», «деятельность», «фамильное сходство».

Все может быть названо «серьезным» или «несерьезным» (игрой) – в зависимости от точки зрения субъекта высказывания.

Авторская словесная конструкция в произведениях Н.С. Лескова может быть понята как таковая, именно как словесная игра, однако направленная на священный для автора предмет – русский язык, а также на утверждение положительных начал человеческой жизни. Причем авторская языковая игра только условно доверяется рассказчику, например, в «Запечатленном ангеле»: за ней стоит не индивидуально-психологический, а социально-психологический «образ» языка.

Игровая сущность литературно-художественной деятельности может быть автором выявлена («обнажена»), и тогда весь текст строится по металогическому, преобразующему действительность и слово принципу, как, например, у А.М. Ремизова с его «снами», «сказками», «волшебным мышлением», когда писатель провозглашает: «…без обмана я жить не могу».

Игровая сущность может быть завуалирована установкой писателя на «правдивость» изображения «народного языка», как, например, у Зощенко в «Голубой книге», и тогда «народный язык» превращается в «гербарий» сниженной лексики: «не выпущай», «обалдели».

Правила авторской игры в стихотворном тексте могут проявляться как строго определенный эмоциональный комплекс (эмоциональный тон) или как смена эмоционально-оценочных масок, чему яркий пример – эволюция именования лирического героя в поэзии С.А. Есенина: я – пастух, я – большевик, я – хулиган, я – «черный человек».

Авторская словесная игра может быть перенесена в план «серьезного». В этом случае она превращается в объект оценочных суждений, в средство реализации субъектом высказывания своего отношения к слову.