Литературный процесс, его стадиальность

Литературный процесс – историческое движение национальной и мировой литературы. В объем понятия ЛП входят понятия: уровни ЛП, литературные дискуссии, литературные связи.

Уровни ЛП :

  • Региональные (в Сибири, в Новосибирской обл., на юге России, и т.д.)
  • Зональный уровень (Сибирь Восточная, уральский лит.процесс)
  • Национальный уровень (в России в н.21 веке, франции, германии, канады и т.д. )

Все это мировая литература.

Литературные дискуссии (споры) – входят в объем понятия ЛП, обуславливают литературный процесс.  Дискуссии о путях развития русской литературы, о русской идее (есть ли она вообще как связь с культурой и лит-ой в мире), об акмеизме, о реализме (о статусе, объеме понятия, о содержании), об утопии, антиутопии и т.д.

Литературные связи – 1 из знаков имманентности литературы. Связь между творчеством одного писателя и тв-ом других писателей. Руссо и Стендаль у Толстого в тв-ве, Шиллер в тв-ве Достоевского, Чехов в драматургии 20 века в зарубежной лит-ре.  Групповые связи – взаимопритяжение, отталкивание. В 19 в. До сегодняшнего дня ведутся споры о журнальных группировках.  Международные связи: Шекспир в России, русская литература в Японии и т.д.

С ЛП в синхронии имеет дело критика.

3 пласта:

  • Массовая литература, которая обозначается как тривиальная литература, паралитература (около, рядом, вблизи)
  • Беллетристика – основной слой ЛП, большинство хорошей литературы.
  • Литературная классика .

Границы между беллетристикой и литературной классикой подвижны.

Закономерности:

Любой писатель живет в свое время, которое отражается в его произведении даже при условии, что писатель отстраняется от своего времени, политического режима. Жить в обществе и быть свободным от общества писатель не может. Вся социально-политическая жизнь в произведении так или иначе отражается (война, революция и т.д.). Каждое произведение – явление своего времени. Вся русская классическая литература, зарубежная, является показательной.

История литературы – история философских идей, которые отражаются в произведениях.Произведения: Дефо и Свифт, Галсуорси и Метерлинк, Теккерей, Толстой и Достоевский, булгаков, платонов, Стругацкие и Бредбери. Художественная литература связана с миром, но  и знает свои закономерности, независимо от нелитературного ряда. Диалектика новаторства и традиций, смена литературных направлений. 

Волновая концепция.   Реалистические сменяются нереалистическими и наоборот. Закон «отрицание - отрицание». Возрождение сменяется реалистическим направлением – отражение действительности. 

Реализм и модернизм сложно сосуществуют. 17 век барочный, сентиментализм – преддверие романтизма, романтизм – необарокко, неоромантизм в 20 веке. Романтизм открывает двоемирие. Невидимый мир, в который устремлен романтический герой, устремляется в иной мир, т.к. не принимает реальный.

Горделивый, мощный дух. Внутренним движениям отвечают степи, горы, моря и т.д. этот урок романтизма усваивает и модернизм, развивает его. Человек открывает в себе внутренние ресурсы. Иррациональность человеческой души, многомерность, - человек больше, чем о нем думают окружающие.

Толстого и Достоевского называют иногда первыми людьми, как и Чехова.

НОВАТОРСТВО. Все новое в искусстве, и в плане проблематики, и поэтики возможно как переосмысление консервативного. Нельзя ничего нового создать, не отталкиваясь от традиций. Постоянно развивающаяся, обновляющаяся традиция, она стабильная, лаконичная, выявляющая в себе новые черты. Жанр изменяется, трансформируется. Изменяется непрерывно - роман, поэма. Это касается и ритмики. В поэзии появляется верлибр, дольник, тактовик, новые типы лагаэдов, т.к. обновляются жанры вокруг, художники новое содержание пытаются облечь в новой форме. Форма становится самодостаточной, искусной. Футуризм – формализм, недолговечно. «Юбилейное» Маяковского, где определил свое место рядом с Некрасовым и Пушкиным. Поздний Маяковский - силлабо-тоник, оставаясь при этом Маяковским. Нет новаторства с установкой новаторство. Превращается в формализм крайнее новаторство. Крайность традиций – эпигонство. У каждого крупного имени есть всегда подражатели. Художники не могут не учитывать его достижения, идут фарватерами его открытий. Другое дело, что эпигонство становится самодостаточным. Крайняя степень эпигонства – плагиат.

Стадиальность ЛП.  В 1994 в сборнике «Историческая поэтика» вышла коллективная статья «Категория поэтики в смене литературных эпох».

СС. Аверенцев - античная литература, византийская, Андреев - западноевропейская, Гаспаров – ритмика, античная литература, Гринцер - дальневосточная, Михайлов - западноевропейская.

Каждый на своем материале выявил преемственность литературы, потом все привели к общему знаменателю:

3 стадии Литературного процесса:

1. Архаический период – архаическая стадия до середины 1 тысячелетия до нашей эры.  Мифопоэтическое художественное сознание. Это миф, а не просто УНТ, которое не знает границы между реальностью и нереальностью, сном и явью. Анонимные художники говорят то, что думают, осмысляют. Это коллективное творчество. Нет рефлексии над словом (как, о чем пишут - не задумываются).

2. Традиционализм – середина 1 тыс. до нашей эры. Литература Древней Грециии до середины 18 века. Стадию разбили на 2 этапа: до и после Возрождения. Индивидуальные стили намечаются, формируются жанры, первый этп можно обохзначить как «поэтика стиля и жанра». Мощное влияние стиля и жанра на словесность. До возрождения для литературы характерна анонимность, безличность. После Возрождения автор очень ярко заявляет о себе – Данте, Боккачо. Авторское заявляет во весь голос, расширяются права художественного вымысла.

3. Эпоха просвещения  и романтизма до литературы наших дней – индивидуально авторская стадия. Со 2-й половины 18 века с периода развитого просвещения и романтизма индивидуальное творческое сознание, авторская инициатива становятся более значимыми. Сегодня ведущей является поэтика авторского стиля. Автор пишет «без оглядки»,  может пользоваться традицией, что учитывать, для кого стараться - не знает.

Проблема прогресса в ЛП (много точек зрения). Многие считают, что прогресса нет, т.к. новые открытия не отменяют старое. В науке же прогресс мыслится в этой парадигме. Сначала открытие, потом новое открытие вбирает в себя предшествующее. Это составная часть, «матрешка». В искусстве нет такого. Гомера никто никогда не отменит, Данте, Рабле и т.д.

Вопросы о программе снимаются, когда речь заходит о национальных литературах, которые получили письменность. Шорцы, казахи. До советского времени письменности не имели. Письменность – важный момент в осознании народом себя. В этом отношении прогресс есть, но это не решающий аргумент о прогрессе литературного процесса. В движении жизни появляется потребность в ее фиксации, потребность художественно зафиксировать и осмыслить это если относится к миру, как к свитку, тогда прогресс есть. Усложнение субъектной организации, ритмики, художественных приемов. Научная фантастика обозначает не только то, что сейчас есть, но и пытается проследить логику развития человечества.

Метод – комплекс приемов и художественных средств для освоения действительности; способ познания ее. Абстрактное понятие, которое группирует вокруг себя много художников.

Как соотносится понятие метод и направление. Не синонимы. Метод существовал всегда, т.е. художники обладали общими приемами, не осознавая это. Как только они начинают осознавать как и что они делают, возникают требования к себе и современникам. Появляются декларации, трактаты, в которых способы, приемы на поэтику выражаются.

Впервые в ЛП это появилось в эпоху классицизма – 17 век. Это первое литературное направление в истории ЛП. Они впервые под творчество подвели определенную теоретическую базу, впервые творчество обретает определенную эстетическую платформу, которая выражается в трактате Буало «Поэтическое искусство». У просвещения и романтиков тоже потом появляются трактаты. В 19-20 вв. появляются парадоксальные явления – программа есть, а творчество незначительно. Течения появляются в рамках направления. Барочные, просветительские, романтические течения.

Стиль – реализация художественного метода или художественного направления. Воплощение метода, направления в творчестве художника. Понимают как конкретное воплощение метода и направления в творчестве художника. Стиль понимается как художественный мир того или иного писателя в широкое понимание, уже – стиль художественного произведения. Как комплекс или набор этих приемов.