Проблема историко-литературной периодизации

Литература – процесс собственных исторических закономерностей.

Задачи истории литературы:

  1. Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;
  2. Поиски внутренней логики развития литературы.

Изучение одного произведения:

            - собрать все факты, связанные с одним произведением, и систематизировать их (для этого необходимо знание эпохи). Принцип историзма. Умение отстраняться от современности, широкая эрудиция, умение «вживаться» в эпоху.

            - изучение биографии писателя

            Летопись жизни и творчества (несколько томов), по сути – большая таблица (дата-событие-источник). Только факты.

            Критико-биографический очерк – сочетание биографии с анализом творчества (биография прерывается анализом произведений).

            - изучение самого произведения

            Творческая история произведения – это изучение его постепенного формирования от авторского замысла до окончательного текста (далее – см. 2 билет).

История литературы как процесса:

            Изучает все произведения, их возникновение и функционирование.

            Задачи:

            - изучить определенный период творчества писателя;

            - описать творческий путь писателя в целом;

            - история определенного периода в развитии национальной литературы;

            - построить историю национальной литературы (Например, «История литературы» в 10 т. – 1950е гг., в 4 т. – 1980е гг.), но такие попытки быстро устаревают. Написание истории литературы – коллективный труд;

            - построение истории всемирной литературы; фольклористы обнаружили повторяющиеся у разных народов мотивы и сюжеты => появился вопрос – нет ли общих закономерностей в развитии литературы и фольклора (ведь есть народы, не контактирующие друг с другом);

            - сравнительное литературоведение (компаративистика);

            - литература понимается как отражение социальных процессов.

Часто историю литературы описывают как историю литературных направлений. Литературные направления начинаются с XVII в.

  1.       Барокко. Симеон Полоцкий.
  2.       Классицизм. В Европе – XVII в., в России – XVIII в. Самое четкое направление (строгие каноны и т.п.). Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин.
  3.       Сентиментализм. В Европе – 2я половина XVIII в. (Жан Жак Руссо), в России – конец XVIII в. (Карамзин).
  4.       Романтизм. В России – начало XIX в. (Жуковский, молодой Пушкин, Лермонтов, Батюшков).
  5.       Реализм. 40е гг. XIX в. – одновременно. В Европе – Флобер, Бальзак, Диккенс, в России – Толстой, Достоевский, Гончаров, Чехов, Тургенев.
  6.       Символизм. Нач. XX в. Европа – Рэмбо (Франция), Россия – Блок, Белый, Бальмонт, Гиппиус, Брюсов
  7.       Авангард (постсимволизм). Множество отдельных литературных групп. Футуризм: Маяковский, Хлебников, Бурлюк. Акмеизм: Ахматова, Гумилев, Мандельштам.
  8.       Социалистический реализм. «Второй классицизм» (также строгие нормы). Шолохов, Горький, Н. Островский, К. Симонов.
  9.       Постмодернизм. В Европе – 60е гг. XX в., в России – 80е гг. XX в. (Пелевин, Сорокин, Рубинштейн).

В 19 веке возникает идея: говоря о литературном процессе, нужно выяснить периодизацию.

Первую периодизацию предложили романтики: 1) литература древних (южная). Характеризовалась распространённостью произведений с внехудожественными функциями (религиозно-культовой, ритуальной, деловой), преобладание устного словесного творчества над письменностью; неустойчивость текстов (размытость границ между оригинальной и переводной письменностью; 2) новая литература (северная, романтики): классическая, подражательная, новая. Письменность – доминирующая форма, активизируется индивидуальность автора.

Периодизация И.Тена (социально-эстетическая): 1) античная литература (ведущий вид искусства – скульптура), 2) феодальная и христианская (средние века – готическая архитектура), 3) дворянской и сословной монархии (классицистическая – трагедия), 4) промышленной демократии, управляемой науками (романтическая – музыка). Чередование направлений (идея стиля): античность, Средние века, Возрождение, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модерн, постмодерн.

Периодизация «Новой исторической поэтики» (опора на тип сознания и призму категорий):

1) Архаическая (до Гомера) – влиятельна фольклорная традиция, мифологическое сознание. Время традиционалистское (лучшее по традиции), дорефлективного творчества (искусство себя не понимало, нет своих теорий, «поэтика без поэтики». Можно говорить только о категории жанра.

2) С Гомера до 18-19 в. Эпоха рефлективного традиционализма. Риторическое, нормативное сознание. Пишут в соответствии со сложившимися канонами. Сила традиций не ослабевает; литература способна себя описывать (появление поэтик, грамматик – теория), отсутствие исторического мышления. Присутствуют все 3 категории (до Возрождения главенствует стиль, в эпоху классицизма – жанр; автор - на второстепенных ролях).

3) С эпохи Просвещения и романтизма – нетрадиционалистская, рефлексивная литература. Эпоха индивидуально-авторских стилей (индивидуальность, новация). На первом плане - категория автора (автор-творец).

Что-то похожее на проблему периодизации русской литературы можно увидеть вот здесь.