Стиль литературного произведения

Стиль- особое качество художественной формы, а именно степень соответствия всех ее элементов содержанию произведений.

Литературно-художественный стиль складывается под влиянием многих факторов.

Во-первых, стиль всегда зависит от жанровой природы произведения: к примеру неторопливо-развернутый роман имеет существенные отличия от стиля новеллы, где все компоненты которой предельно сжаты и лаконичны. Стиль характеризует и творческую индивидуальность писателя, свидетельствует о его авторской оригинальности и неповторимости.

Не каждый писатель имеет свой индивидуальный стиль. Это достояние только высокоодаренных писателей. Стиль зависит также от социально-исторических условий в которых он живет, от уровня развития литературы его эпохи. Каждая эпоха выражает свои стилевые нормы. Лучше всего стиль автора передают пародисты.

Верное понимание стиля заключается в том, чтобы в индивидуальных особенностях словоупотребления синтаксиса, композиции, интонации, ритма увидеть способ художественного мышления, способ создания образа.

Слагаемые стиля – лексика, синтаксис, композиция, интонация, ритм.

Лексика - словарный состав :

  1.  нормативность/ ненормативность (использование диалектизмов, вульгаризмов, архаизмов, неологизмов)
  2.  лаконизм или многословие,
  3.  предметность, конкретность, номинативность
  4.  грамотность словарного состава,
  5.  ключевые слова которые и в количественном и в качественном составе выделяются.

Синтаксис – связь слов, предложений, словосочетаний. Близость к научному или другому стилю.

К числу примет авторского стиля принадлежит не только синтаксис, но и своеобразное отношение к слову: отказ от соблюдения литературных норм («ухаживатели», «одинокие») и запретов на буквальные словесные повторы («пришла в отчаяние, и на нее стало находить состояние отчаяния»), т.е. пренебрежение вообще всем тем, что может сделать речь «красивой».

Стиль — это своеобразие, отличие данной формы от других, ей аналогичных». Цельность, присущая стилю, т.е. особый облик формы, всегда представляет собой «типическое своеобразие». Узнаваемым делают стиль повторяющиеся признаки его своеобразия или, по Кайзеру, «стилистические приметы».

В самом начале 20 в. статье Жирмунского «Задачи поэтики»: «...понятие стиля означает не только фактическое сосуществование различных приемов, временное или пространственное, а внутреннюю взаимную их обусловленность, органическую или систематическую связь, существующую между отдельными приемами.

 «высший» или «великий» стиль — результат взаимопроникновения упорядоченности и стихийности — вплоть до полной их неразличимости, которое при этом освящено непререкаемым авторитетом (властью) в качестве нормы.

Подводя итоги всему рассмотрению вопроса о стиле художественного произведения, мы можем предложить следующее определение этого понятия:

Стиль литературного произведения

  1. 1) узнаваемый тип единой и эстетически целенаправленной упорядоченности (через систему композиционно-речевых форм произведения) фонетических, лексико-синтаксических и т.п. особенностей всех высказываний речевых субъектов, а также функций этих высказываний;
  2. 2) общий регулятивный принцип такого рода особенностей высказываний и их композиционных форм в произведении, который осознается на фоне аналогичных художественных явлений и может быть воспроизведен путем подражаний, стилизаций, вариаций или пародий.