Своеобразие целей, содержания и формы лирики как литературного рода. Жанрово-видовое деление лирики

Лирика  - литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя/слушателя иллюзию сопереживания и тяготеющий  к стиховой форме. Согласно теории Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды литературы, это объяснение считается недостаточным, т.к. существовали и трудовые и бытовые песни.

Платон назвал лирику простым повествованием в противоположность в противоположность подражанию, которое осуществляется в драме, эпос же смешивает и то и другое. Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор определяется самим собой и не меняется.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом пр-нии обозначается какой-либо событийный ряд , то весьма скупо без сколько-нибудь тщательной детализации. Гаспаров ищет сюжет везде, но это очень спорно, традиционно считается, что  в лирике его нет.

Лирическое переживание предстает как принадлежащие носителю речи, оно не столько обозначено словами, сколько выражено. Только в лирике система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души

Лирическая эмоция – сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. Гинзбург: лирика – «самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». В основе – душевное озарение, результат творческого достраивания и преображения того, что испытано.

Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Лирика – художественное освоение сознания и бытия (Поспелов). Таковы философские, пейзажные, гражданские стихотворения.

Лирика способна запечатлеть:

  • -         Пространственно-временные представления
  • -         Связь чувства с фактами быта и природы
  • -         Религиозный характер и т.п.

Лирика тяготеет к малой форме (хотя есть и лирические поэмы) Принцип лирического рода литературы - как можно короче и как можно полнее. Приближается к сентенциям.

Состояние человеческого сознания воплощается в лирике либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно.

Для лирики характерно:

  • -         Тяготение к стихотворной форме
  • -         Экспрессивность речи, доходящая до предела
  • -         Автопсихологичность, т.к. лирический герой/субъект связан с автором, его мироотношением, опытом, настроением, манерой речевого поведения и т.п.
  • -         Суггетивность – максимальная внушающая, заражающая сила.

Виды лирики:

  • -         Описательная (пейзажная)
  • -         Повествовательная (событие, эпизод)
  • -         Ролевая (монолог от лица персонажа)
  • -         Медитативная (любовная, философская)

Лирический герой и субъект

  1. 1.  лир. субъект ближе к личности автора, чем лир. герой. Герой = роль, субъект = субъект тв-ва.
  2. 2.  субъект – образ из 1 стихотворения, герой – собирательный образ всего тв-ва или  цикла (Тынянов: «образ поэта в лирике»). 

Ведущие лирические жанры (основное условие – они должны быть поддержаны традицией):

-          послание, элегия, ода, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, сонет, рондо, триолет

-          является ли «лирическое стихотворение» жанром – спорный вопрос