Твердые стихотворные формы

Твёрдая форма — совокупность тех или иных характеристик стихотворения (метрических, строфических, рифменных и др.), являющаяся устойчивой (константной) в рамках национальной или интернациональной поэтической традиции и объединяющая обладающие этими характеристиками тексты в единый тип (парадигму) с точки зрения автора и читателя. «Форма, введённая одним поэтом или (чаще) группой их, становится твёрдой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами» (Иван Рукавишников).

От твёрдых форм принято отличать строфы, также обладающие устойчивым набором просодических характеристик, но при этом позволяющие свободное комбинирование и умножение в пределах текста. В то же время устоявшиеся строфы способны автономизироваться и превращаться в твёрдую форму, и наоборот, устоявшиеся твёрдые формы могут функционировать как строфы в текстах более сложной структуры, в том числе также являющихся твёрдыми формами.

Иногда твердые формы — правила повтора стихов, периодов или их частей на определенном месте. В стиховедении твёрдые стихотворные формы традиц. рассматриваются в разделе "строфика".

Подобно строфам, твёрдые стихотворные формы основаны на заданной предсказуемости формальных элементов, но, в отличие от строф, которые актуализируют внутристиховую связь групп стихов, соотнося их друг с другом, твёрдые стихотворные формы ориентируют на установление межтекстовых связей, соотнося структуру данного текста с другими текстами аналогичной структуры. Четкой границы между строфами и твёрдой стихотворной формой нет, в стиховедении различают и переходные формы, в которых степень строгости организации стихотворного текста не дает достаточных оснований для отнесения их к той или иной категории. В подобных случаях их описание как особых строфических форм или как твёрдых стихотворных форм объясняется устоявшейся научной традицией (иногда восходящей к нормативным поэтикам).

По строгости организации твёрдые стихотворные формы принято разделять на несколько групп:

  1.  Твёрдые стихотворные формы, в которых объем текста, способ рифмовки и строф, построение канонизированы (сонет, венок сонетов, триолет, рондо, рондель, секстина);
  2.  Твёрдые стихотворные формы, в которых объем канонизирован, строфы — не вполне (баллада);
  3.  Твёрдые стихотворные формы, в которых объем не фиксирован, строфика фиксирована (терцины, вилланель, ритурнель);
  4.  Твёрдые стихотворные формы, в которых объем и строфика строго не фиксированы (канцона).

Большинство твёрдых стихотворных форм европейской поэзии формируется в средние века и окончательно канонизируется в эпоху Возрождения. Некоторые — заимствуются с Ближнего (газель, рубаи) или Дальнего (танка, хокку) Востока.

Освоение русской поэзией европейских твёрдых стихотворных форм начинается в эпоху классицизма; одними из первых были заимствованы твёрдые стихотворные формы с давно устоявшимся каноном и допущенные в систему классицизма (прежде всего французские), хотя и на правах поэтических мелочей. В середине 18 в. почти одновременно в России появляются сначала переводные, а следом и оригинальные сонеты, триолеты и рондо, причем, быстро осваивая европейский канон, русские поэты уже во 2-й половине 18 в. активно экспериментируют с этими формами.

Новый этап освоения европейских твёрдых стихотворных форм связан с романтизмом; интерес русских романтиков к итальянскому Возрождению вызывает появление в России первых терцин и неизвестных ранее итальянских и английских сонетов. Настоящий расцвет твёрдых стихотворных форм приходится на начало 20 в., когда не только возрождаются уже известные русской литературе сонет, рондо, триолет, терцины, секстина, но и осваиваются другие европейские твердые стихотворные формы — баллада, вилланель, канцона, венок сонетов. Этот период отмечен и обращением русских поэтов к твёрдым стихотворным формам восточной поэзии, воспринятым главным образом через европейское посредничество, — газель, пантум, рубаи, танка, хокку.

Освоенные формы нередко становятся объектами многочисленных поэтических экспериментов; необычайный интерес к ним выливается и в попытки создания оригинальных твёрдых стихотворных форм, большинство из которых принадлежат И. Северянину ("миньонет", "дизель", "кензель" и др.). В современный период лишь сонет остается образцом для оригинальных произведений, другие твёрдые стихотворные формы — за редчайшими исключениями — используются в переводах и стилизациях.

Типы твёрдых форм

  • Баллада
  • Баллата
  • Венок
  • Вилланель
  • Виреле
  • Газель
  • Гекзаметр
  • Глосса
  • Децима
  • Дистих
  • Касыда
  • Лимерик
  • Нонет
  • Октава
  • Онегинская строфа
  • Пантум
  • Ритурнель
  • Рондель
  • Рондо
  • Рубаи
  • Секстина
  • Септет
  • Сонет
  • Танага
  • Танка
  • Терцины
  • Триолет

О некоторых из них можно даже прочитать здесь.