Интонация Основные понятия. Интонационные конструкции

Термин интонация имеет два значения – узкое и широкое. В узком смысле он используется для выражения движения тона, мелодического контура. Широкий смысл включает, помимо движения тона, ударение, паузирование и другие компоненты. В ненаучном употреблении слово интонация имеет несколько значений, например, «тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение  к  предмету речи, особенности его душевного склада» и др. Об интонации говорят, что она бывает шутливая, пафосная, деловая, гибкая, резкая, надуманная, нерусская и т. д. Известный педагог Макаренко, например, писал о 10 интонационных вариантах и, следовательно, о 10 экспрессивно- модальных значениях предложения Иди-ка сюда!, К.С. Станиславский – о  40 ситуациях, создаваемых интонационными различиями словосочетания Сегодня вечером, Б. Шоу – о 50 способах произношения слова Да и о 500 способах произношения слова Нет. Записать на бумаге даже малую часть этих вариантов невозможно.

Е.А. Брызгунова предложила для записи интонации удобную интонационную транскрипцию. В ней обозначаются границы интонационного членения, а над ударным гласным слова, которое является интонационным центром, ставится цифра, обозначающая тип интонационной конструкции (сокращенно ИК, читается и-ка). В русском языке выявлено семь основных типов ИК. Они различаются  по соотношению движения тона, на трех участках фразы7: в предцентровой части, центре и постцентровой части. При этом направление движения основного тона может быть различным: ровным ( - ), нисходящим ( ↓ ) и восходящим   (  ↑  ).

Таким образом, интонация – это различные  соотношения  движения тона, тембра, темпа звучания, а также паузирование, логическое ударение, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

Смыслоразличительные возможности интонации наиболее ярко проявляются при сравнении высказываний с одинаковым синтаксическим строением  и  лексическим  составом.  Рассмотрим  следующие  примеры,   в  которых    показано    движение    тона    (горизонтальной    чертой),    усиление словесного ударение (двойной чертой =).

 

  1. Студенты вернулись.

 

  1. Студенты вернулись?

 

  1. Выключите свет!

 

  1. Выключите свет?

 

  1. Какой там климат?

 

  1. Какой там климат!

 

  1. Оторвите билет! (требование).

 

  1. Оторвите билет! (просьба).

 

Смысловые различия в 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 предложениях несовместимы в одном контексте: нельзя употребить одно высказывание вместо другого  без нарушения смысла. Покажем это на  рассмотренных  выше предложениях. Цифрой над выделенной буквой, обозначающей ударный гласный звук, показан номер ИК.

1

  1. Студенты вернулись. (- Да? А мы ждали их через неделю). 3
  2. Студенты вернулись? (- Нет. Ждем их через неделю). 2
  3. Выключите свет! (Сколько раз можно напоминать об этом). 3
    1. Выключите свет! (- Конечно). 2
    2. Какой там климат? (- Мягкий). 7
  4. Какой там климат! (Дело не в климате; она уехала не из-за  климата).

Как мы видим, в отличие от рассмотренных выше 7 и 8 предложения сохраняют смысловую общность – волеизъявление.

Интонационные  конструкции

В     русском    языке     выделяют     семь    типов     ИК.     Их    различие определяется  уровнем  и  направлением  движения  тона  в  том  слоге,    на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимых для выражения     вопроса, утверждения, волеизъявления, завершенности/незавершенности высказывания. Этот слог  является  центром ИК. (Мы показываем этот слог курсивом). Он может находиться в начале, середине или в конце конструкции на ударном слоге интонационно выделенного слова. Продемонстрируем все типы ИК на конкретных примерах и кратко опишем основные интонационные  конструкции.

ИК-1:  Здесь живут мои родители.

И мой брат здесь живет.

Он уехал в институт. Там он. Там.

В предцентровой части колебания тона сосредоточены в средне-верхней полосе ее диапазона. Гласный центра произносится с нисходящим или ровным движением тона в диапазоне предцентровой части или ниже ее. Постцентровая часть произносится ниже уровня предцентровой части. ИК-1 используется при повествовании, в простых и сложноподчиненных предложениях, где главное предложение находится перед  придаточным.

ИК-2: Вы на каком факультете учитесь?

Где вы работаете?

Где работает Николай? Здесь!

Уровень тона выше, чем в ИК-1. Гласный центра произносится с нисходящим или ровным движением тона в  диапазоне  предцентровой  части. Гласный центра, в отличие от ИК-1, характеризуется усилением словесного ударения (в схеме отмечается жирной чертой). Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровой. ИК-2  употребляется при вопросе, повествовании и волеизъявлении, а также при обращениях, приветствиях, восклицаниях. Например:

Он придет завтра или послезавтра? Где Павел будет жить?

Завтра он придет! Завтра!

Воды! Тихо! Молчать! Володя! Здравствуй!

ИК-3: Вы были в кино? Вы были в кино? Вы?

В предцентровой части колебания тона  сосредоточены  в  среднем диапазоне. Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части. Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровой. ИК-3 употребляется при вопросе и переспросе:

- Петя вернулся? Когда он вернулся? – Два дня тому назад. –  Когда?

В повествовании ИК-3 сигнализирует незавершенность высказывания: После школы / я сразу пойду домой.

ИК-3 широко употребляется для выражения высокой степени проявления признака:

Этот фильм такой скучный! Там столько детей!

ИК-4: Ваше имя? Возраст? Факультет? Курс?

Гласный центра произносится на уровне тона ниже предцентровой части. Постцентровая часть произносится выше уровня центра и предцентровой части. ИК-4 употребляется при вопросе, который  связан  с  предшествующим предложением:

-        В прошлом году они были на Байкале. – А в этом году?

 

-        Это слово произносится не так. – А как же?

 

ИК-4, в отличие от ИК-3, придает речи официальность:

Позвольте, гражданка, / на станции / согласно багажной квитанции /от вас получили багаж.

ИК-5: Какое утро!

Замечательный фильм! Отвратительно!

ИК-5 имеет два центра, в отличие от других ИК. Гласный первого центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части. Длительность согласных и гласного центра выше  примерно  в  два раза  по  сравнению  с  другими   ударными  слогами.  На  гласном второго центра тон понижается. Оба центра характеризуются усилением словесного ударения. Постцентровая часть произносится ниже уровня предцентровой части. ИК-5 употребляется преимущественно  при  повествовании  и частично при волеизъявлении и вопросе. При повествовании ИК-5 служит средством высокой степени проявления признака, а также усиления  оценки:

Вот это рекорд! Добрейшая душа.

В моей руке /- какое чудо! - / твоя рука!

 

ИК-6: Какой вечер теплый! А кто к нам пришел! Какие  люди!

Книг у него сколько! Книг!

Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части. Более высокий уровень тона отличает ИК-6 от ИК-4. Постцентровая часть произносится выше уровня предцентровой части. ИК-  6 употребляется преимущественно в повествовании и частично в вопросе. ИК-6 часто используется в торжественно-приподнятой речи:

Все системы космического корабля работают  нормально!

ИК-6, наряду с ИК-3 и ИК-5, употребляется при выражении высокой  степени проявления признака:

 

Какие яблоки! Сколько грибов!

 

ИК-7: Хорошо здесь! Не говори!

Вряд ли это так! Нет!

Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части; гласный заканчивается смычкой голосовых связок, и это отличает ИК-7 от ИК-3. В результате смычки открытый слог становится закрытым. Смычка голосовых связок акустически воспринимается как резкий перерыв звучания гласного и хорошо прослушивается в отрицании Не-а (в разговорной речи и речи детей), которое произносится с  ИК-7:

- Согласен? – Не-а. В этом отрицании дефис показывает разделение двух гласных смычным элементом. Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровой.