Использование компонентов интонации в текстах разных функциональных стилей

В состав интонации, кроме движения тона, входят  паузы  и  логическое ударение. Пауза – это перерыв в звучании и граница интонационного членения. Как граница интонационного членения пауза представляет собой грамматическое явление, отражающее синтаксический строй текста. Она образуется только в местах, предназначенных для членения системой языка. Это грамматическая пауза, которая может быть реальной, т. е. выраженной сменой тона и перерывом в звучании, а может быть нереальной. При нереальной грамматической паузе смена тона происходит без перерыва в звучании. Реальная грамматическая пауза в тексте обозначается наклонной чертой (/), а нереальная – вертикальной чертой (I). Грамматические паузы стилистически нейтральны.

На фоне стилистически нейтральных грамматических пауз проявляются и другие, неграмматические, т. е. стилистически окрашенные паузы.  Это паузы либо непреднамеренные, либо сознательно образуемые.   К непреднамеренным паузам относятся паузы колебания (или хезитации). Они возникают в устной неподготовленной, спонтанной речи. Вызываются волнением говорящего, его неуверенностью. В художественном стиле такие паузы используются для имитации разговорной речи. В текстах они отмечаются точечной чертой в круглых скобках (:).

Неграмматические непреднамеренные паузы подразделяются на дикторские и психологические.  Дикторские  паузы  стилистически окрашены. Они появляются в официально-деловых, публицистических (в информационных жанрах) и научных текстах, прочитанных опытными дикторами. Дикторские паузы обозначаются точечной чертой в квадратных скобках [:].

Психологические паузы усиливают значение отдельных слов, повышают экспрессивную окраску текста. В связи с этим они появляются лишь в текстах, имеющих экспрессивно окрашенные средства. Такие   паузы – принадлежность художественных текстов; незначительное их количество зафиксировано в публицистической речи. Точечной чертой : обозначается психологическая пауза.

Итак, обобщим обозначение пауз, принятых в интонационной транскрипции:

/ - грамматическая реальная пауза;

I – грамматическая нереальная пауза; (:) – пауза колебания

[:] – дикторская пауза;

: - психологическая пауза;

Y - пропуск грамматической паузы (наблюдается в разговорной речи,  в текстах, не отличающихся строгостью произношения).

 

Логическое ударение

Логическое ударение – это выделение голосом слова, имеющего для говорящего семантическую или эмоциональную  значимость.

При чтении вслух важно не только выбрать необходимые для выделения слова, но и найти необходимый прием для их выделения. В текстах имеются «указатели» выделенных слов: порядок слов, специальные слова и конструкции – именно; как раз; не только …, но и; даже;  особенно и др. Семантика выделенных слов нередко подсказывает выбор фонетического способа создания логических ударений. Так,  слова длинный, давний, просторный выделяются  растягиванием  звучания,  слова махина, сильный, громадина – громкостью, а слова таинственный, дрожать, опасно, шепчут – шепотом.

В официально-деловом, научном стилях, а также в информационных жанрах публицистического стиля более  сдержанно  используется  логическое ударение. Вот почему когда диктор телевидения в новостной программе интонационно выделяет слово, это воспринимается как стилистическая ошибка:

3                                                                                           3

Теперь о чрезвычайных происшествиях… Подробнее / в репортаже нашего корреспондента.

 

Использование ИК в текстах разных функциональных стилей

Чем проще интонация текста, чем она однообразнее, тем проще и интонационная модель текста, и наоборот. Самые простые ИК относятся к текстам официально-делового стиля, а самые сложные –  к  художественным. Наиболее типичные интонационные модели текстов официально-делового стиля построены на соединении ИК-4 и ИК-3 с преобладанием ИК-4 в начале текста. Деловые тексты допускают также ИК-2 в средней и конечной части интонационной модели. Представим типовые интонационные модели официально-деловых текстов: 43 – 4/3 – 1; 4 – 46 – 1.  Приведем пример:

1                                                        4

Сообщение о погоде. Сейчас в Москве плюс два градуса, /

4                                              4

атмосферное давление 736 миллиметров / или 934 гектопаскаля. / 4           1          4

Атмосферная влажность/ 93 процента. Завтра / в столице и  Подмосковье

4                                                                2

небольшие осадки, / ночью и утром  местами туман, / ветер  юго-

4

восточный с переходом на западный;/ температура

 

2                            2          4                     4                            1

ночью около нуля, / днем плюс четыре- / шесть градусов.

Главной интонационной приметой научного стиля является ИК-2 в неконечных фразах. Обязательное присутствие этой конструкции свидетельствует о коммуникативном задании – доказать что-либо, убедить  в чем-либо, научить чему-либо собеседника или слушающего. Поэтому ИК-2 , перtдающая значение логического выделения, подчеркивания, является приметой научного стиля. Кроме ИК-2, в текстах данного стиля используются ИК-6, ИК-4. Представим типовые интонационные  модели: 462 – 462 – 1; 32 – 362 – 1. Приведем пример:

2                                                              1

Истинной цены земли / никто не знает.

6                                                        2

Теперь же / экология стала всеобъемлющей наукой.

2

Машины заменяют человека.

2                      2

…о взаимоотношении человеческих сообществ,/ всего человечества / 2

со всей природой.

Признаками публицистического стиля являются: преобладание ИК-6  в неконечных фразах, в средней части – ИК-6, ИК-3, ИК-4, ИК-2, в конечных – ИК-1. Представим типовые интонационные модели текстов этого стиля: 62 – 642 – 1; 6 – 63/4 – 1. Приведем пример:

1                               2                                          2

Невский. Кто не знает тебя, / кто не любовался тобой, /  прекрасный

1                    6                                    2                                                           1

Невский, / праздничный / и деловой, / главный проспект Ленинграда.  Но

6                                              6                                 2

ленинградцы, / пережившие войну, / помнят : и другой Невский,  /

6                                          1         6

напряженно слушающий радио, / готовящийся к бою. Невский /  сорок

1                 6            6                                                   6

первого года: / солдаты, / девушки из ПВО, / бойцы всеобуча. Проспект  [:]

2                                 2                         1           2

жил [:] одной жизнью [:] с городом, / со страной; / все испытал, /  все

6                      6            6                       2

вынес, / бомбежки, / обстрелы, / голод, / видел очереди за хлебом /  и

6                              1                                       1

убитых… Одной жизнью, / одной судьбой…

В разговорной речи набор ИК представлен шире, чем в других текстах. Исключается только ИК-4. Представим типичные модели: 36 –    36

– 1; 26 – 321 – 1 и др. Приведем пример:

 

3                      2                                         6

-          Ну, потом они просили, / чтоб мы выступили, / свое  мнение, там,

1   6          2

рассказали. Туда-сюда. А ( : ) вот, ну, ( : ) так и не нашлось ( :

6   2

желающих  / с нашей стороны.

2

-                    Ну, почему?

2                                  3                                                                        2

-                    Ну, что, / нет, / вообще выступила одна девчонка,  / которая  медаль

3                                  3

завоевала; / такая традиция, что каждый год / на этих традиционных

3                              3                                        1                 1

вечерах / вручают медали (  : ) за прошлый год / золотые. /  Ну,  там

3                                    3

вручили две медали / и одна из медалисток, / такая (  : ) уж девочка  очень

3                             3                               3                              6                    2

активная, / поговорить  любит, / и она что-то там сказала / и так  долго

6                                                                                  6

: ) там рассказывала,  Y что все (  : ) просто начали болтать, / там  что-то

6          2                  3                                               6                                    4

шуметь. Вот, / а вторая (  : )  девочка не выступала, / то ли ее вообще  не

1

было,  / что-то не помню.

 

Наиболее сложны в интонационном отношении художественные тексты. В них широко используются ИК-6, ИК-3, а также другие типы ИК. В начале предложений интонация разнообразна, в конце – ИК-1. Приведем пример:

6

На Севере диком /

6

Стоит : одиноко /

6                 1

На голой вершине / сосна.

6                   1

И дремлет : качаясь, /

6

И снегом сыпучим

2                1

Одета, как ризой, : она. I

6                                          6

И снится ей все, / что в пустыне далекой,

6               3

В том крае, / где солнца восход, I 6    6          6

Одна / и грустна, / на утесе горючем / 6       6          1

Прекрасная : пальма : растет.