Произносительные нормы: в системе гласных (ударный и безударный вокализм); в системе согласных (нормы употребления соотносительных рядов глухие - звонкие, твёрдые - мягкие)

Орфоэпия современного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большой степени сохраняет старые, традиционные черты, отражающие пройденный литературным языком исторический путь. Исторической основой русского литературного произношения являются важнейшие черты разговорного языка города Москвы, которые сложились еще в первой половине XVII в. К указанному времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. Приобретая обобщенный характер, московское произношение явилось выражением общенационального.

Произносительные нормы в системе гласных

Вокализм - система гласных звуков, их свойства и отношения. В зависимости от того, находится ли гласный в ударном слоге или же нет, различают ударный и безударный вокализм.

Ударный вокализм

Архаичные гласные [ô], [ê] в прошлом были представлены почти во всех говорах, но сохранились они в основном лишь в отдельных говорах севернорусского наречия (костромские, ладого-тихвинские вологодские говоры), где встречаются крайне редко. В южнорусском наречии представлено только [ê] и практически только в говорах Курско- Орловской группы.

Можно с большой долей уверенности предполагать, что к [ô] восходит современное [о]:

  • не в 1 слоге под ударением,
  • после твердого согласного, кроме шипящих,
  • не чередующееся с нулем звука

Кроме того, [ô] был унаследован диалектами из древнерусского языка в ряде служебных морфем:

  1. 1. Суффикс -ов имен прилагательных (дворовый), в том числе притяжательных прилагательных и образованных от них фамилий: отцов, Петров, Иванов,
  2. 2. Окончание –ов в формах имен существительных: двор – дворов
  3. 3. В конечном открытом слоге (сто, что, окнó, онó, светлó, пронеслó);
  4. 4. На месте гласного в суффиксе -ок- прилагательных с пространственным значением (высóкий, ширóкий);
  5. 5. в притяжательных местоимениях мóй, твóй, свóй;
  6. 6. в окончании творительного падежа единственного числа существительных ж.р. и местоимений (водóй, мнóй, тобóй, собóй)

Фонема <ê> в русских говорах является рефлексом праславянского [ě] и определяется

  • 1) под ударением,
  • 2) после мягкого (в т.ч. исконно мягкого согласного),
  • 3) перед твердым согласным (кроме поздно отвердевшего Ц).

Кроме того, [ê] был унаследован диалектами из древнерусского языка в ряде служебных морфем:

  1. 1. Окончания дательного и предложного падежей единственного числа существительных, личных и возвратного местоимений: воде, на дворе, в окне, тебе, мне, себе.
  2. 2. Окончания творительного падежа единственного числа местоимений кто, что, тот, весь: кем, чем, тем, всем.
  3. 3. Падежные окончания множественного числа местоимений тот, весь: те, тех, тем и т. д.
  4. 4. Суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий и превосходной степени прилагательных: добрее, добрейший.
  5. 5. Суффиксы инфинитива на -еть (кроме умереть, тереть, запереть и производных) и образованных от тех же основ отглагольных существительных: терпеть, терпение.
  6. 6. Суффиксы прошедшего времени глаголов и образованных от них прилагательных и существительных: горел, горелый, горелка.
  7. 7. Наречия, образованные от форм творительного падежа местоимений что, тот, весь: зачем, затем, совсем

Особенности безударного вокализма

Основными типами безударного вокализма являются оканье и аканье.

Оканье – характерная черта северного наречия и части среднерусских говоров – различение в безударных слогах после твердых согласных [о] и [а], произношение безударного звука [о] на месте <о> и звука [а] на месте <а>.

Типы оканья:

В говорах с полным оканьем гласные [а] и [о] различаются не только в первом, но и во втором предударном слоге: молодой, дорогой. Полное оканье распространено в Архангельской, Костромской, Ивановской, Пермской, Кировской, Мурманской областях.

В говорах с неполным оканьем гласные [а] и [о] различаются только в первом предударном слоге, а во втором предударном слоге редуцируются, совпадают в звуке [ъ], ср.: мълодой, мълоко, пъроход. Неполное оканье представлено в переходных среднерусских говорах.

Аканье – неразличение <о> и <а> в безударном положении после твердых согласных при совпадении их в звуке [а].

Недиссимилятивное (сильное) аканье: предударный гласный, соответствующий фонемам <а> и <о>, произносится как нелабиализованный гласный нижнего подъема [а] независимо от качества гласного под ударением: стала, сталом, стал'у; трава, трав'ы, трав'у, травой, нъ трав'ê. Недиссимилятивное аканье лежит в основе литературного языка.

При диссимилятивном аканье на месте <о> и <а> произносится в первом предударном слоге звук [а] или [ъ] в зависимости от того, какой гласный под ударением. Принцип диссимилятивности заключается в том, что перед ударным гласным нижнего подъема не может быть гласный того же подъема:

Типы диссимилятивного аканья:

  • • жиздринское (или белорусское) характеризуется произношением [а] перед всеми гласными верхне-среднего и среднего подъемов: к сав''ê, к трав'ê, сав'ôй, трав'ôй, ламт''ей, лапт''ей, нас'ок, плат'ок.
  • • архаическое (или обоянское) характеризуется произношением [а] перед гласными верхне-среднего подъема: к сав'ê, к трав'ê, сав'ôй, трав'ôй и произношением [ъ]перед гласными среднего подъема: лъмт''ей, лъпт''ей, нъс'ок, плът'ок.
  • • донское характеризуется произношением [ъ] перед всеми гласными верхне- среднего и среднего подъемов: к съв''ê, к тръв''ê, съв'ôй, тръв'ôй, лъмт''ей, лъпт''ей, нъс'ок, плът'ок. Такой тип аканья описан в литературе, но надёжных записей с подобного рода системой не опубликовано.

Вокализм первого предударного слога после мягких согласных.

Тип безударного вокализма, при котором в первом предударном слоге после мягких согласных на месте фонем <а>, <о>, <е> произносится [е], называется еканьем, а говоры екающими. Произношение в екающих говорах близко к литературному языку: н'есу, п'етак.

Тип безударного вокализма, при котором в первом предударном слоге после мягких согласных все гласные фонемы, кроме <у>, совпадают в звуке [и], называется иканьем: н'ису, п'итак и т.п.

Тип безударного вокализма, при котором в первом предударном слоге после мягких согласных на месте <а>, <о>, <е> произносится ['о], называется ёканьем, а говоры ёкающими. Ёканье распространено в основном в севернорусском наречии, а также в среднерусских окающих говорах.

Яканье - тип безударного вокализма, при котором в первом предударном слоге после мягких согласных на месте <а>, <о>, <е> произносится [‘а]: н’асу, в л’асу.

Выделяется три основных разновидности яканья: сильное, умеренное и диссимилятивное.

  1. 1. При сильном яканье в первом предударном слоге после мягких согласных на месте фонем <а>, <о>, <е> постоянно произносится ['а], независимо от качества ударного гласного и характеристик соседних согласных: б'ада, в л'асу. Данный тип яканья встречается в Псковских, Московских, Рязанских, Тульских, Орловских говорах.
  2. 2. Умеренное яканье характеризуется зависимостью первого предударного слога от качества следующего согласного: перед твердыми согласными произносится ['а], перед мягкими - [и] или [е]: б'ада, но: б'ид 'е или б'ед 'е. Этот тип яканья представлен в говорах Московской и Тульской областей. 
  3. 3. Диссимилятивное яканье определяется зависимостью первого предударного слога от качества ударного гласного. Если под ударением находится [а], то первый предударный гласный будет [и] или - реже - [е], если под ударением любой другой гласный (кроме [а]), то в первом предударном слоге произносится звук ['а] или близкий к ['а]. Ср.: в л'асу, но: л'иса, л'еса; н'ас'и, но: н'исла, н'есла.

В зависимости от того, как произносятся гласные первого предударного слога перед разными ударными гласными, выделяются следующие виды диссимилятивного яканья: жиздринское, архаическое, задонское, донское, дмитриевское, суджанское, щигровское.

Произношение гласных в первом предударном слоге

Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова. Так, гласные [у], [и], [ы] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, а гласные [а], [о], [е] качественно изменяются. Степень редукции гласных [а], [о], [е] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению, а также и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее.

В первом предударном слоге гласные [а], [о], [е] редуцируются в наименьшей степени и произношение их подчинено следующим нормам.

После твердых согласных на месте букв а, о произносится звук [Λ] при несколько менее широком растворе рта, чем при звуке [а] ударяемом: сады, валы, лоза, коса, жара, шары, жокей, шофер, цари - [сΛды], [вΛлы], [лΛза], [кΛса], [жΛра], [шΛры], [жΛке ], [шΛфор], [цΛри]. На месте буквы е после шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится [ы], склонное к [э] - [ыэ ]: желток, жесток, шесток, шестой, цена, цепной - [жыэлток], [жыэсток], [шыэсток], [шыэсто ], [цыэна], [цыэпно ].

После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук, средний между [и] и [е] - [ие ]: часы, часок, щадить, щавель, сняла, взяла, песок, лесок - [ч'иесы], [чиесок], [ 'иед'ûт], [ 'иев'êл'], [cн'иела], [в'з'иела], [п'иесок], [л'иесок]. Произношение в данном случае отчетливого [и] воспринимается как просторечное: [ч'иво].

Произношение гласных во всех предударных слогах, кроме первого

Во втором и третьем предударных слогах гласные подвергаются более значительной редукции, чем в первом слоге. Степень редукции гласных в этих слогах практически не различается. Звуки, произносимые на месте букв а, я, о, е в указанных слогах, различаются по качеству, которое зависит от качества предшествующего согласного.

После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Если произносить [ы], но при этом раскрыть рот несколько шире, а спинку языка несколько опустить, то получится звук [ъ]. Если же произносить [а], но при этом сделать раствор рта более узким, а спинку языка несколько поднять, то получится тот же звук [ъ]. Например: Караганда, колокола, жернова, шерстяной, цеховой - [къръгΛнда], [кълъкΛла], [жърнΛва], [шърс'т'иено ], [цъхΛво ].

После мягких согласных на месте букв о, я, е произносится звук [ь], средний между [и] и [е], но более редуцированный, чем [ие ], Например: частокол, черенок, щекотать, пятачок, деревенька - [ч'ъстΛкол], [ч'риенок], [ 'ькΛтат'], [п'ьтΛч'ок], [д'р'иев'êн'ка].

Произношение гласных в заударных слогах

Произношение гласных в заударных слогах в основном аналогично произношению гласных во всех предударных слогах, кроме первого. Редуцированные звуки, произносимые в заударных слогах, по качеству не отличаются от соответствующих гласных предударных слогов и в фонетической транскрипции имеют те же обозначения [ъ], [ь]. Однако произношение заударных гласных отличается рядом частных особенностей, касающихся произношения гласных в составе различных морфем.

После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Например: выдал, выпала, слово, олово, кошек, ложек, пальцем - [выдъл], [выпълъ], [словъ], [олъвъ], [кошък], [ложък], [пал'цъм].

После мягких согласных различаются следующие случаи:

  1. 1. На месте букв а, я произносится редуцированный звук в двух разновидностях [ь] и [ъ], в зависимости от того, в какой морфеме оказывается произносимый звук. Звук [ъ] произносится в окончаниях: 1) им. п. ед. ч. существительных женского и среднего рода; 2) род. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) им. п. мн. ч. существительных мужского и среднего рода; 4) в суффиксе деепричастия несовершенного вида; 5) им. п. ед. ч. прилагательных женского рода. Например: воля, туча, роща, имя; вара, горя; братья, звенья; видя; злая - [вол'ъ], [туч'ъ], [ро 'ъ] [им'ъ]; [варъ], [гор'ъ]; [брат' ъ], [з'в'êн ъ]; [в'ид'ъ]; [зла ъ]. Звук [ь] произносится в конечном слоге, если он не представляет собой окончание, перед мягким согласным: память, площадь, участь, поняли, начали - [пам'ът], [пло ьт], [уч'ьс'т'], [пон'ьл'и], [нач'ьл'и].
  2. 2. На месте буквы е произносится звук [ь] в окончаниях: 1) дат., тв., пр. п. ед. ч. существительных женского рода; 2) пр. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) род. п. мн. ч. существительных с окончанием -ей; 4) им. п. мн. ч. существительных на ан(е); 5) в неконечном и конечном слогах, если они не составляют окончания. Например: к пуле, тучей, в чаще; в доме, в горе; оленей; римляне; пасека, палец - [к-пул'ь], [тучь ], [ф-ч'ä ь]; [в-дом'ь], [в-гор'ь]; [Λл'êн'ь ]; [р'имл'ьн'ь]; [пас'ьк'ъ], [пал'ьц].

Произношение гласных в начале слова

  1. 1. На месте букв а, о в начале слова (если слог не ударный) произносится звук [Λ]. Например: агент, осока, оболочка, основоположник - [Λгент], [Λсокъ], [ΛбΛлочкъ], [ΛснъвъпΛложник].
  2. 2. Буквы я, е в начале слова обозначают два звука [ja], [je], из которых первый является мягким согласным [j], поэтому на месте этих букв произносятся звуки [ие ] (первый предударный слог) и [ь] (прочие предударные слоги). Например: ярмо, яровой, езда, ездовой - [ и ермо], [ ьрΛво ], [ и еда], [ ьздΛво ]. 

Переход (и) в (ы)

На месте буквы и в начале слова, при слиянии в произношении этого слова с предыдущим, которое заканчивается на твердый согласный, а также на месте союза и в определенных условиях, произносится гласный [ы].

Переход [и] в [ы] происходит: 1) на стыке приставки на согласный и корня, начинающегося звуком [и] (возможна и вторая приставка с начальным [и]): под-[ы]скать, не-без- [ы]звестный; 2) при произношении двух самостоятельных слов, соединенных союзом и, не отграниченных паузой, в том случае, если первое слово кончается, а второе начинается твердым согласным: стол и дом [стол-ы-дом], а также в словосочетаниях, если первое слово заканчивается твердым согласным, а второе начинается с [и]: сын Иван [сын-ыван], но дочь Ивана [доч'-иванъ]; 3) после предлогов, входящих, как правило, в состав следующего слова: к Ивану [к-ывану], из игры [из-ыгры]; 4) на стыке частей сложносокращенных слов: Политиздат [пъл'итыздат]. 

Произношение сочетаний безударных гласных

Сочетания безударных гласных звуков образуются при слитном произнесении служебного слова и последующего знаменательного, а также на стыке морфем. Литературное произношение не допускает стяжения сочетаний гласных. Произношение [събрΛзил] (сообразил) имеет просторечный характер. Произношение сочетаний безударных гласных отличается некоторым своеобразием сравнительно с произношением одиночных безударных гласных, например сочетания аа, ао, оа, оо произносятся как [аа]: н[а-а]бажур, з[а-а]кеан, п[а-а]рбузу, д[а-а]стровка.

Произносительные нормы в системе согласных

Нормы употребления соотносительных рядов глухие - звонкие, твёрдые - мягкие

На произношение согласного звука в русском языке основное влияние оказывает его вокальное и консонантное окружение (коартикуляция). Однако собственно коартикуляционные процессы могут проявиться в полной мере только в той степени, в которой они не вступают в противоречие с базовыми системными параметрами языка. Иными словами, если коартикуляция может привести к стиранию значимых различий между звуками, ее воздействие приостанавливается.

В соответствие с фонетической системой русского языка два основных коррелятивных ряда согласных - ряд парных глухих/звонких согласных и ряд парных твёрдых/мягких согласных - определяют обязательное различение глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных в определённых позициях. В частности, парные глухие/звонкие согласные различаются перед всеми гласными, перед сонорными звуками, перед [в], [в'], [j]. Парные твёрдые/мягкие согласные различаются перед всеми гласными звуками, кроме звука [е] также в определённых случаях.

Помимо этих закономерностей, произношение согласных звуков в русском языке в составе сочетаний согласных звуков определяется также ассимилятивными (и диссимилятивными) законами, в соответствии с которыми перед глухими согласными может быть только глухой коррелят пары, перед звонкими - звонкий; в конце слова или синтагмы также может быть также только глухой согласный из коррелятивной пары. Подробно ассимиляция согласных по признаку глухости/звонкости разбирается в соответствующем разделе русского консонантизма. Однако уже к области орфоэпии относится тот факт, что принцип парности в определении коррелятивных вариантов по глухости/звонкости, которые выступают в указанных позициях, претерпевает некоторые изменения в отношении трёх заднеязычных согласных русского языка: [к], [г], [х].

В отличие от ассимиляции по глухости/звонкости ассимиляция согласных по твёрдости/мягкости в современном русском языке проявляется только как тенденция, но не как фонетический закон. К тому же в последнее время наблюдается постоянное ослабление, затухание этой тенденции, что приводит к тому, что многие согласные в положении перед мягкими сохраняют свою твёрдость или претерпевают очень незначительное смягчение. Есть мнение, что со временем русский язык полностью утратит тенденцию к ассимилятивной мягкости, поэтому то, что наблюдалось в качестве нормы в старомосковском произношении и было зафиксировано в свое время Р.И. Аванесовым, в наши дни уже совершенно не свойственно литературному языку.

Фонетическая адаптация иноязычных слов (иноязычных заимствований) также определяется лишь как некоторая тенденция. Этот процесс идёт постоянно, то усиливаясь, то затухая в зависимости от изменяющейся степени интенсивности самого процесса заимствования. Язык заимствующий всегда стремится подчинить заимствования своим правилам и законам.

Соотносительные ряды согласных фонем

В русском литературном языке есть 2 группы согласных фонем, которые, в отличие от других согласных, образуют в фонетической системе соотносительные ряды.

Первая группа - это парные   глухие - звонкие шумные согласные; она включа­ет в себя 12 пар фонем:

<п> - <б> <ш> - <ж>

<п'> - <б'> <ш'> - <ж'>

<ф> - <в> <к> - <г>

<ф'> - <в'> <к'> - <г'>

<т> - <д>

<т'> - <д'>

<с> - <з>

<с'> - <з'>

Парными эти фонемы являются потому, что они сходны по всем признакам, кроме одного - глухости или звонкости, который выступает как дифференциаль­ный признак.

Вторая группа - это парные твердые - мягкие согласные; она включает в себя 15 пар фонем:

<п> - <п'> <р> - <р'>

<б > - <б'> <л> ~ <л'>

<ф> - <ф'> <н> - <н'>

<в> - <в'> <м> - <м'>

<т> - <т'> <к> - <к'>

<д> - <д'> <г> - <г'>

<с> - <с'> <х> - <х'>

<з> - <з'>

И эти фонемы являются парными потому, что они сходны по всем признакам, кроме одного  твердости или мягкости, который также выступает как дифференциальный признак.

Особенность соотносительных рядов заключается в том, что все входящие в их состав фонемы в одних и тех же фонетических условиях изменяются одинако­вым образом. Так, если звонкий согласный одной из соотносительных пар, например <т> и <д> в конце слова оглушаются, то в этой фонетической позиции соответственно будут изменяться и все звонкие согласные, входящие в другие со­относительные пары этого ряда:

<п> и <б>; <с> и <з> и др., например: [зубы] - [зуп], [розы] - [рос].

Если глухой согласный какой-либо соотносительной пары в определенной позиции озвончается, то в этой позиции аналогично будут изменяться и глухие согласные других соотносительных пар. То же самое наблюдаем и в соотноси­тельном ряду по твердости-мягкости. Так, если перед гласной фонемой <о> раз­личаются согласные <м> и <м'>, то в этом положении также будут различаться и все остальные пары этого ряда:<н> - <н'>, <д> - <д'> и т.п. Например: [мол] - [м'ол], [нос] - [н'ос], [дом] - [д'орн].

Если перед гласной фонемой <е> не различаются <м> и <м'>, то в этой по­зиции не будут различаться по твердости и мягкости и все другие согласные этого ряда [м'ел], [п'ел], [с'ел], [д'ел] и т.п.

Таким образом, фонемы, входящие в состав рассмотренных рядов, связывает единообразие изменений.

Произношение звонких и глухих согласных

В речевом потоке согласные звуки современного русского литературного языка, парные по звонкости-глухости, изменяются в своем качестве в зависимости от своего положения в слове.

Различаются два случая таких изменений: а) на конце слов перед паузой и б) на конце слов не перед паузой, а также внутри слова. Изменения согласных, парных по звонкости- глухости и парных по мягкости-твердости, объясняются действием регрессивной ассимиляции.

  1. 1. Оглушение звонких согласных на конце слова. Все звонкие согласные на конце слова произносятся как парные им глухие (кроме сонорных р, л, м, н); два конечных звонких переходят в соответствующие глухие: клуб, нрав, рог, ложь, вяз, лязг, изб, трезв - [клуп], [нраф], [рок], [лош], [в'ас], [л'аск], [исп], [тр'есф]. Оглушение конечных звонких согласных не зависит от качества начального звука следующего слова и происходит в потоке речи перед всеми согласными и гласными.
  2. 2. Оглушение и озвончение согласных, парных по звонкости-глухости, внутри слова. Звонкие согласные внутри слова перед глухими оглушаются, а глухие перед звонкими (кроме в) - озвончаются: трубка, низко, просьба, сзади, к жене - [трупк'ъ], [н'искъ], [прозб'ъ], [ ад'и], [г-жиен'е].

Произношение твердых и мягких согласных

Различение при произношении согласных, парных по твердости-мягкости, имеет фонематическое значение, так как в русском языке твердые и мягкие согласные различают звуковые оболочки слов (ср. был - быль, брат - брать и т.п.). Произношение мягких согласных отличается от произношения соответствующих твердых согласных «йотовой» артикуляцией, которая заключается в том, что средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба.

На конце слова и перед некоторыми согласными, а также перед гласными звуками [а], [о], [у] твердость и мягкость согласных четко различаются. Мягкость согласных в указанных положениях обозначается в письменной речи: на конце слова и перед некоторыми согласными - буквой ь (ср. ряб - рябь, клад - кладь, удар - ударь, галка - галька, экономка - экономь-ка и т.п.), а перед гласными [а], [о], [у] - буквами я, ё, ю (ср. мать - мять, тук - тюк, нос - нёс). Употребление буквы ь после шипящих [ж], [ш], [ч], [щ] не отражается на произношении этих согласных, так как имеет морфологическое значение, указывает на форму слов (ср. нож - умножь, наш - дашь, лещ - вещь, ткач - вскачь, клич - стричь и т.п.).

  1. 1. Мягкость согласных, обозначаемая на письме (ь и буквами я, е, ё, ю): брат - брать, галка - галька, вал - вял, нос - нёс, тук - тюк - [брат - брат'], [галкъ - гал'къ], [вал - в'ал], [нос - н'ос], [тук - т'ук]. Конечные губные в соответствии с написанием произносятся мягко: цеп - цепь, кров - кровь, раб - рябь - [цэп - цэп'], [кроф - кроф'], [рап - р'ап']. Мягкие губные перед я, ё, ю произносятся без дополнительной артикуляции мягкости: пять, мять, мёл, вёл, гравюра, пюре - [п'äт'], [м'äт'], [м'ол], [в'ол], [грав'уръ], [п'ype]. Мягкость [м] в словах семь, восемь сохраняется в сложных числительных: семь - семьдесят - семьсот, восемь - восемьдесят - восемьсот - [с'ем' - с'ем'дьс'ът - с'ием'cот], [вос'ьм' - вос'ьм'д'ьс'ът - въс'ием'cот).
  2. 2. Мягкость согласных, не обозначаемая на письме. В положении перед согласными твердость и мягкость согласных часто имеет несамостоятельный, ассимилятивный характер, т.е. зависит от твердости и мягкости последующего согласного. Мягкость согласных в этом случае на письме не обозначается.

Смягчение твердых согласных перед мягкими находится в зависимости от различных условий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части слова имеется сочетание согласных, к какому стилю речи относится то или другое слово:

  • а) внутри слова перед звуком [j] согласные в некоторых случаях смягчаются: рыбья, листья, судья, гостья - [рыб' ъ], [лûст' ъ], [суд'jа], [гос'т' ъ];
  • б) зубные согласные [з], [с], [д], [т] перед мягкими зубными и губными произносятся мягко: груздь, грусть - [грус'т'], [грус'т'], стена, песня - [c'т'иена], [п'ê'с'нъ]. В ряде слов смягчение вариативно: спелый, звезда, твердый, дверной - [с'п'елы ] и [сп'елы ], [з'в'иезда] и [зв'иезда], [т'в'орды ] и [тв'орды ], [д'в'иено ] и [дв'иерно ];
  • в) согласный [н] перед мягкими [д], [т], [н] (реже перед [з], [с]), а также перед [ч], [щ] произносится мягко: кантик, бандит, конник, пенсионер, претензия, птенчик - [кан'т'ик], [бΛн'д'ит], [ко 'ик], [п'ьнс'иΛнер], [пр'иетен'з'и ь], [пт'êн'ч'ик];
  • г) согласный приставки с- и созвучного с ней предлога, а также конечные согласные приставок на з и созвучных с ними предлогов перед мягкими зубными и разделительным ь произносятся мягко: бездельник, без дела, изделия, из дела, изъять - [б'иез'д'êльн'ьк], [б'иез'-делъ], [из'д'êл'и ь], [из'-д'елъ], [из'jат]. В других случаях мягкость вариативна: снял, с него - [с'н'ал] и [сн'ал], [с'-н'иево] и [с-н'иево];
  • д) губные перед задненёбными не смягчаются: ставки, ломки, цепки - [стафк'и], [ломк'и], [цэпк'и];
  • е) конечные согласные [т], [д], [б] в приставках перед мягкими губными и разделительным ъ не смягчаются: отъел, отпить - [Λтjeл], [Λтп'ит'];
  • ж) согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч], [щ] произносится твердо: артель, корнет, кормить, самоварчик, сварщик - [Λрт'êл'], [кΛрн'ет], [кΛрм'ûт], [съмлварч'ûк], [свар 'ик]. 

Произношение сочетаний согласных

В отношении литературного произношения выделяются некоторые сочетания согласных, строго определенные по своему составу. Такие сочетания встречаются на морфологических стыках слов (конечный согласный приставок и начальный согласный корня, конечный согласный корня и начальный согласный суффикса), а также в местах слияния предлога с начальным согласным знаменательного слова.

  1. 1. Сочетания еж - зж, сш - зш на стыке морфем, а также предлога и следующего слова произносятся как двойной твердый согласный [ ], [ ]: сжал, без жира, сшил, без шины, несший, влезший - [ ал], [б'ие ыръ], [ ыл], [б'ие ыны], [н'о ы ], [вл'е ы ].
  2. 2. Сочетания зж, а также жж внутри корня произносятся как долгий мягкий согласный [ ']: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи - [еj 'у], [в'и 'у], [по 'ь], [во 'и], [дро 'и] (допустимо произношение жж как [ ]).
  3. 3. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий [ ] или [ш'ч']: переписчик [ 'ик], [-ш'ч'ик], заказчик [- 'ик], [-ш'ч'ик]. На стыке приставки и корня или предлога со следующим словом на месте сч, зч произносится [ш'ч']: без числа [б'ьш'ч'исла], расческа [рΛшчоскъ].
  4. 4. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двойной мягкий [ ']: летчик [л'о 'ик], молодчик [мΛло 'ик], отчет [Λ 'от].
  5. 5. Сочетание -тс- на стыке глагольных окончаний с постфиксом -ся произносится как двойной твердый [ ]: гордится и гордиться [гΛрд'и ъ]; тс, дс (в сочетаниях тск, дск, тств, дств) на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: братский [брацки ], заводской [зъвΛцкоi], родство [рΛцтво].
  6. 6. Сочетания тц, дц на стыке морфем, реже в корнях, произносятся как двойной [ ]: братца [бра ъ], подцепить [пъ э ып'ит'], двадцать [два ът'].
  7. 7. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична.
  8. 8. Сочетание чт, как правило, произносится не как [чт], а как [шт]: что, чтоб, чтобы, что-то (-либо, -нибудь), ничто.
  9. 9. Сочетания гк, гч обычно произносятся как [хк], [хч]: мягкий [м'ахк'и ], легче [л'ехч'ь]. 

Непроизносимые согласные

При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:

  1. 1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), cтл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский - интриганский, голландский - хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский);
  2. 2) д - в сочетаниях здн (ср.: праздник и безобразник), рдц (ср.: сердце и дверца);
  3. 3) в - в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), лвств (безмолвствовать);
  4. 4) л - в сочетании лнц (ср.: солнце и оконце). 

Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами

В русских словах сочетания двух одинаковых согласных обычно находятся между гласными на стыке морфологических частей слова: приставки и корня, корня и суффикса. В иноязычных словах двойные согласные могут быть долгими и в корнях слов. Так как долгота звуков не свойственна фонематической системе русского языка, иноязычные слова, по мере их освоения русским языком, утрачивают долготу согласных и произносятся с одиночным звуком (ср. то[н]ель, те[р]аса, а[п]арат, а[п]етит, ко[р]ектор, ко[м]ерция и т.п.).

Двойной согласный обычно произносится в положении после ударного гласного (ср.: ва[нн]а, ма[сс]а, гру[пп]а, програ[мм]а и т.п.). На конце слова двойные согласные, как правило, не произносятся (ср. криста[л], мета[л], гри[п], гра[м] и т.п.).

Произношение двойных согласных как в русских словах, так и в иноязычных регламентировано в словарном порядке (см.: «Орфоэпический словарь русского языка»).

Остальные правила произношения

Произношение отдельных звуков

  1. 1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова - как [к]: ожегся, ожег [Λж'окс'ъ], [Λжок]. Произношение фрикативного звука ([ã ]) возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов Бог, Господи; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля.
  2. 2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брошюра - [пърΛшут], [брΛшуръ]; конца, концом, ситцем - [кΛнца], [кΛнцом], [с'и ъм]. но в слове жюри предпочтительно произношение [ж'ÿр'и].
  3. 3. На месте букв ч, щ всегда произносятся мягкие согласные (ч], (uTj или (шч]: час, чох, чур - [ч'ас], [ч'ох], [ч'ур]; роща, Щорс, щебет, щука - [ро 'ъ], [ 'орс], [ 'еб'ьт], [ 'укъ].
  4. 4. На месте буквы и после ж, ш и ц произносится звук [ы]: жил, шил, цикл - [жыл], [шыл], [цыкл].
  5. 5. На месте буквы с в аффиксах -ся - -сь произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась - [бΛjус'], [бΛjалс'ъ], [бΛjалъс'].
  6. 6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел, тел и т.п.) [с'ел], [п'ел], [м'ел], [д'ел], [т'ел] и т.п. .

Произношение отдельных грамматических форм

  1. 1. Безударное окончание именительного падежа ед. ч. мужского рода имен прилагательных -ый, -ий произносится соответственно написанию: [добры ], [горды ], [пр'ежн'и ], [нижн'и ]. Произношение окончания -ий после [к], [г], [х] предпочтительнее в мягком варианте: [н'иск'и ], [убог'и ], [тих'и ].
  2. 2. На месте буквы г в окончании родительного падежа ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода -ого и -его произносится достаточно отчетливый звук [в] с соответствующей редукцией гласных: острого, этого, того, кого - [остръвъ], [этъвъ], [тΛво], [кΛво]. Звук [в] произносится на месте буквы г в словах: сегодня, сегодняшний, итого.
  3. 3. Безударные окончания прилагательных -ая, -ое при произношении совпадают: добрая, доброе [добръ ь - добръ ъ].
  4. 4. Окончание (безударное) прилагательных -ую - -юю произносится в соответствии с написанием: теплую, летнюю - [т'оплу у], [л'ет'н'у у].
  5. 5. Окончания -ые, -ие в именительном падеже мн. ч. прилагательных, местоимений, причастий произносятся как [ыи], [ии]: добрые, синие - [добрыи], [син'ии].
  6. 6. На месте безударного окончания 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спряжения -aт - -ят произносится [ът]: дышат, ходят - [дышът], [ход'ът].
  7. 7. Формы глаголов на -кивать, -гивать, -хивать произносятся с мягкими [к], [г], [х]: [вскак'ивъл], [вздраг'ивъл], [рΛзмах'ивьл].

Особенности произношения иноязычных слов

Многие слова иноязычного происхождения прочно усвоены русским литературным языком, вошли в общенародный язык и произносятся в соответствии с существующими орфоэпическими нормами. Менее значительная часть иноязычных слов, относящихся к различным областям науки и техники, культуры и искусства, к области политики (также иноязычные собственные имена), при произношении отступает от общепринятых норм. Кроме того, в ряде случаев наблюдается двоякое произношение иноязычных слов (ср.: с[о]нет - с[а]нет, б[о]ле-ро - б[а]леро и др.). Произносительные варианты с [о] в таких случаях характеризуют произношение как нарочито книжное. Такое произношение не отвечает принятым в литературном языке нормам.

Отступления от норм при произношении иноязычных слов охватывают ограниченный слой лексики и сводятся в основном к следующему:

  1. 1. В безударных слогах (предударных и заударных) в иноязычных словах на месте буквы о произносится звук [о]: [о]тель, б[о]а, п[о]эт, к[о]ммюнике, м[о]дерат[о], ради[о], ха[о]с, кака[ï], п[o] этесса; в собственных именах: Б[о]длер, В[о]льтер, З[о]ля, Т[о]рез, Ж[о]рес и др.
  2. 2. Перед е в иноязычных словах произносятся твердо преимущественно зубные согласные [т], [д], [з], [с], и [н], [р]: отель, ателье, партер, метрополитен, интервью; модель, декольте, кодекс; шоссе, безе, морзе; кашне, пенсне; Сорренто; Торез, Жорес, также Флобер, Шопен.
  3. 3. В безударных слогах иноязычных слов с твердым согласным перед [е] на месте буквы е произносится гласный [э]: ат[э]лье, ат[э]изм, мод[э]льер и т.п. На месте буквы е после и в следующих иноязычных словах произносится [э]: ди[э]та, пи[э]тизм, пи[э]тет, ди[э]з.
  4. 4. На месте буквы э в начале слова и после гласных произносится [э]: [э]ко, [э]пос, по[э]т, по[э]тесса, по[э]тический.