Разграничение фатического и информационного общения

Для информационного (нефатического) общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата.

Фатическое (неинформационное) общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулировании взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание — вот основная цель такого общения. «Фатика» тесно связана с духовной стороной общения (но не равн ей). Поэтом в рамка фатического общения оказываются и бесцельная, малосодержательная болтовня «от нечего делать» и серьезный, глубокомысленный, наконец, просто интересный разговор.

Типичным примером первого может служить долгий разговор женщин по телефону, когда мужчинам кажется, что весь этот разговор — «ни о чем». Или светская беседа, разговоры в гостях за столом, когда люди разговаривают обо всем понемногу, но чаще всего обсуждается что-то всем известное. Все это - варианты фатическог общения. Таким
образом, фатическое взаимодействие всегда характерно только для общения и не может относиться к коммуникации.Это определяет и другие особенности фатического общения.

Если информационное общение обычно целенаправленно и посвящено обсуждению единой на всем протяжении общения темы, то фатическое общение отличает, по результатам исследования Винокур:

а) неподготовленность, спонтанность;

б) диалогическая форма;

в) тематическая свобода, «ибо тема не так важна, как ее обработка»;

г) следовательно, разговорность стиля.

Подчеркнем, чт фатическое общение принадлежит преимуществено устной речи и ярче всего проявляется в диалоге.

При этом важно отметить, что фатическое общение свойственно не только приятному времяпрепровождению, у него есть две основные стратегии — диссонанс и унисон. Нас будет интересовать только вторая. Фатическое общение включает как кооперативное, так и конфликтное общение с разными формами, тональностью, отношениями (степень близости) между партнерами. Это может быть и ситуация, требующая сочувствия, сопереживания, соболезнования. Это и «выяснение отношений» и т. д. Другими словами, в фатическом общении общая речевая задача общающихся может варьироваться в зависимости от близких или неблизких от ношений.

Рассмотрим типичные ситуации с уточнением речевой задачи в зависимости от степени близости партнеров по общению:

1. Между незнакомыми людьми — завязать знакомство, скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания (транспорт и т. д.).

2. Между малознакомыми людьми — укрепить знакомство.

3. При случайном знакомстве — соблюсти правила вежливого поведения, когда молчать неловко.

4. Между хорошо знакомыми людьми — сохранить сложившийся тип отношений, в то время как свертывание фатической речи является знаком желания их изменить.

5. Между близкими друзьями или в семье — отдать дань привычке к обмену мнениями, выразить эмоции по какому-либо поводу, в котором отсутствует информационная необходимость.

Фатическое общение отличается и набором типичных тем, которые обсуждаются в процессе такого общения: здоровье, погода, семейные дела, спорт, впечатления о прочитанном, увиденном, обсуждение достоинств и недостатков общих знакомых и т. д. или ситуативно обусловленных тем — работа транспорта, последние городские (местные) новости и т. п.

В то же время фатическое общение чаще сопровождает информационное, поэтому обычно в речи соблюдается информативно-фатический баланс как норма речевого поведения. Первое, что делает человек, когда видит другого — он его воспринимает и оценивает. В зависимости от того, хотим ли вступать в общение с тем или иным человеком, бессознательно мы «включаем» или «выключаем» фатическую сторонк в общении. И далее, как правило, взаимодействие сочетает в себе фатические и информационные компоненты. Потому что, даже если мы вступаем в общение с какой-то определенной целью (например, узнать что-то), то, выполнив ее, мы можем завершить общение. Но делаем это не всегда. Поэтому, завершив информационную фазу общения, мы можем перейти в исключительно фатическую, как это обычно бывает с приятными друг другу людьми.

Таким образом, фатическое общение — принадлежность любой культуры. Оно существует в множестве вариантов — от болтовни, сопровождающей любое занятие, до искусства беседы и преследует целью создание общности в различных социально обусловленных ситуациях.