Вопросы к зачету/экзамену по психологии и педагогике

"На экзамен Вы готовите реферат: объем 15 страниц, приносите его в распечатанном виде и можете кратко изложить суть.
Также Вы отвечаете на один из двух вопросов билеты по Вашему выбору." (с) С.Синельникова

Вопросы:

  1. 1. Предмет, отрасли, методы исследования в психологии. Теоретическое и практическое значение психологии. Место психологии в системе наук.
  2. 2. Основные направления исследования в психологии: психодинамическое, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология.
  3. 3. Темперамент и характер. Акцентуации характера.
  4. 4. Потребности, мотивы, направленность личности. Пирамида потребностей А.Маслоу. 
  5. 5. Способности и задатки.
  6. 6. Я-концепция. 
  7. 7. Психологическая защита. Виды.
  8. 8. Психоаналитическая теория З.Фрейда.
  9. 9. Карен Хорни как представитель неофрейдизма.
  10. 10. Индивидуальная психология Альфреда Адлера.
  11. 11. Гуманистическая психология Карла Роджерса.
  12. 12. Ощущение и восприятие как психические процессы. 
  13. 13. Речь и мышление как высшие психические процессы. 
  14. 14. Память 
  15. 15. Внимание. Виды внимания. Свойства внимания.
  16. 16. Эмоции, виды эмоций. Стресс и дистресс.
  17. 17. Возрастная периодизация Эрика Эриксона.
  18. 18. Ролевая теория личности.
  19. 19. Психология малых групп. Наименьшее, наибольшее, оптимальное число людей в малых группах. Первичные и вторичные группы, референтные группы и группы членства, формальные и неформальные группы. Стили лидерства. Конформность. Огруппление мышления. Принятие групповых решений.
  20. 20. Психология общения. Виды общения: деловое, ролевое, интимно-личностное. Потребность в общении. Перцептивная и интерактивная стороны общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные средства общения. Барьеры в общении.
  21. 21. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Обратная связь в общении. Малый разговор. Виды вопросов: открытые, закрытые, альтернативные, риторические.
  22. 22. Предмет, методы исследования, отрасли в педагогике. Основные понятия в педагогике: образование, воспитание, развитие.
  23. 23. Современные тенденции развития образования.
  24. 24. Стили педагогической деятельности.
  25. 25. Воспитание как целенаправленный процесс социализации.
  26. 26. Задачи и методы воспитания.
  27. 27. Основы семейного воспитания. 
  28. 28. Психолого-педагогические теории обучения. 
  29. 29. Роль игры в развитии личности ребенка.
  30. 30. Роль семьи в развитии личности ребенка.

Список литературы:

1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006 – 288с.
2. Аргайл М. Психология счастья. / СПб.: Питер, 2003. – 271с.
3. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. / Р.М.Грановская – М.: Генезис, 2002, 573с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. / Н.В.Гришина - СПб.: Питер, 2000 – 464с.
5. Психология: учебник для гуманитарных вузов (под ред. В.Н.Дружинина).- СПб.: Питер, 2002.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2002.
7. Психология: учебник под редакцией А.А.Крылова.- М..Проспект, 1999.
8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Издательство «Свет», 2000.
9. Гамезо М.В. Атлас по психологии. Педагогическое общество России, 2004.
10. Дранков В.Л. Природа художественного таланта. СПбГУКИ, СПб, 2001.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, Питер, 2000.
12. Г.М.Андреева Социальная психология. 2000.
13. М. Битянова. Социальная психология. СПб, Питер, 2008.
14. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
15. Д.Майерс. Социальная психология. Издательство «Питер», 1997
16. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб, ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.,2007.
17. Т.Д.Марцинковская, Л.А.Григорович. Психология и педагогика. М. ПРОСПЕКТ,2010
18. Б. Б. Айсмонтас Общая психология. Схемы. М..ВЛАДОС, ПРЕСС.2004.
19. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: Проспект, 2009. – 336с.
20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. /Л.Хьелл, Д.Зиглер – СПб, изд-во Питер, 1999. – 608с.

Темы рефератов

  1. 1. Психология общения.
  2. 2. Психология лидерства.
  3. 3. Психологическая защита личности.
  4. 4. Я-концепция личности. 
  5. 5. Стресс и дистресс.
  6. 6. Психология способностей.
  7. 7. Психология юношеского возраста. 
  8. 8. Психология подростка. 
  9. 9. Принятие решений в малых группах: конформность, огруппление мышления, влияние меньшинства
  10. 10. Межличностные конфликты.
  11. 11. Ценностные ориентации, нормы и социальные представления как причины культурных различий в поведении. 
  12. 12. Стили вербального общения в разных культурах (Мацумото, Т.Г.Стефаненко, Н.М.Лебедева). 
  13. 13. Межэтнические конфликты.
  14. 14. Жизненный путь личности. 
  15. 15. Психология одиночества. 
  16. 16. Психология творчества
  17. 17. Потребности, мотивы, направленность личности.
  18. 18. Гуманистическая психология Карла Роджерса
  19. 19. Индивидуальная психология Альфреда Адлера
  20. 20. Образование и воспитание в Древней Греции.
  21. 21. Образование и воспитание в Древнем Риме.
  22. 22. Образование и воспитание в Древней Руси.
  23. 23. Образование и воспитание в Японии.
  24. 24. Образование и воспитание в Англии.
  25. 25. Образование и воспитание во Франции.
  26. 26. Стили семейного воспитания. 
  27. 27. Учителя – новаторы: Шаталов, Амонашвилли, Ильин и др.
  28. 28. Педагогические взгляды Марии Монтессори.
  29. 29. Педагогические взгляды Яна Амоса Коменского.
  30. 30. Педагогические взгляды Жан Жака Руссо.