Основные слагаемые успешного публичного выступления

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядочение, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерии смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий коммуникативной адекватности (эффективности), т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Рассмотрим подробнее составляющие успеха и эффективности устного выступления:

1) содержательный фактор: правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, импровизация, речевой этикет;

2) логический фактор: стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность;

3) собственно лингвистический фактор: высокая культура речи - богатство языка, точность, выразительность и доступность слова, стилистика речи, нормативность словоупотребления, правильность фразового построения, непротиворечивость употребления слов ;

4) фактор образно-эмоциональной выразительности речи: использование языковых (метафоры, тропы, фигуры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры, жесты, мимика) средств выразительности;

5) психологический фактор: взаимодействие с аудиторией (прямая и обращая связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания,

6) хорошая техника речи: фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, правильное речевое дыхание, логические ударения, выразительная интонация и голос, темп, паузы, ритм, музыкальность.

Таким образом, успех публичного выступления зависит от совокупности лингвистических и экстралингвистических факторов, и развитие риторических навыков и умений - это, в первую очередь, постижение основ теории культуры речи, логики, психологии и повседневная речевая практика с применением полученных знаний.