Понятие синтагмы. Синтагматическое членение высказывания. Функция синтагматического членения. Система звуковых смыслоразличительных средств в русском языке

Понятие синтагмы

Синта́гма (др.-греч. σύνταγμα) — совокупность нескольких слов, объединённых по принципу семантико-грамматической и фонетической сочетаемости.

Единица синтагматики и объём конкретной синтагмы определяется не только реальным употреблением слов в связке, но и самой сочетаемостью — возможностью объединения предметов, признаков и процессов окружающей действительности.  

Синтагматическое членение высказывания

Термин "синтагма", употребляется как  в грамматике, так и в  интонологии. Он отражает линейные отношения компонентов предложения.

В интонологии термин "синтагма" говорит о том, на сколько интонационно-смысловых частей членится высказывание. Как можно заметить, одна и та же синтагма может произноситься с разными типами интонационных компонентов.

Различительные возможности синтагматического членения неоднородны.

Синтагматическое членение может быть средством различения синтаксических связей между словоформами, совпадающими по грамматическому оформлению; ср.:

1) Экзаменатор чу2вствовал: / абитуриент не уве2рен в решении. 2) Экзамена3тор, чувствовал абитуриент, не уве2рен в решении.

Функция синтагматического членения

Наиболее распространенной функцией синтагматического членения является участие в смысловом выделении частей высказывания.

При этом необходимо различать

  1. 1) основное, обязательное членение, обусловленное синтаксической структурой предложения, и
  2. 2) членение дополнительное, обусловленное субъективным отношением говорящего к высказываемому;

 Например: 1) Детей ожидал сюрприз: / на торте стоял медведь из шокола1да.

2) Детей / ожидал сюрпри1з : на то3рте / стоял медве3дь …/ и3з / шокола1да.

 Обычно говорящий, сочетает основное и дополнительное членение.

Пауза между синтагмами может быть и не быть. Пауза усиливает эффект членения речи на синтагмы, улучшает понимание высказывания в целом и его частей. Возможно участие паузы в различении значений высказываний.

Система звуковых смыслоразличительных средств в русском языке

1.Звуковые средства в русском языке

1) Фонемы: состав и последовательность           

Дам - там, дам - дом, дело - тело, ветер - вечер, живот - живет; живем - живьем, сел - съел; кот - ток, потоп - топот, нитка - ткани и др.

 

2) Словесное ударение       

Уже - уже, заплачу - заплачу, засыпать - засыпать, курите - курите, смотрите - смотрите, купите - купите; адреса - адреса, голоса - голоса, города - города и др.

Смыслоразличительные конструкции

Интонационные конструкции    

У него е1сть нрава. - У него е3сть права?; Вы2ключить свет! – Вы3ключить свет?; Како2й сегодня день? — Како5й сегодня день!; Маши1на у него. – Маши6на у него!; А ка4к же? - А ка2к же! и др.

Место центра интонационной конструкции   

И о1н уехал, (тоже) - И он уе11хал. (в результате); Кака5я у них квартира? (переспрос) - Какая у них кварти5ра! (оценка); Вот где2 его телефон? - Во2т где его телефон! и др.

Членение предложения на ИК (синтагматическое членение) 

В а3вгусте / он уходит в о'тпуск. - В а3вгусте он уходит в отпуск?; Оппонент ду1мал: / докладчик не согласи'тся со мной. - Оппоне3нт, думал докладчик, / не согласился со мной.; Вдру3г / он уше'л. - Вдру3г он ушел? и др.

Пауза внутри интонационной конструкции   

— Мне нужен Пе1тя.

— Како2й Петя?

— Иванов... какой! (Ивано2в, / како2й же еще!)

Ср.: Ивано2в какой! Пе2рвым пришел! и др.

Типы интонационных конструкций

В современном русском языке существует 7 типов интонационных конструкций. Они характеризуются по 1) характеру тона и 2) коммуникативному значению.

По характеру тона конструкции бывают

а)  С пониженным тоном  на ударном гласном последнего слова

     Например: Студенты вернулись.

 

6) С ровным или понижающимся тоном, на главном слове.

   Например: Когда студенты вернулись? Кто вернулся?

 

с) С резко повышенной интонацией на главном слове.

Например: Когда вернулись? Кто вернулся?

 

д)  С понижением тона на главном слове, а затем  резким его повышением.

       Например: А студенты? Они вернулись?

  

    е)    С двумя важными в смысловом отношении словами: на первом интонация повышается, на втором понижается

           Например: Студенты вернулись!

 

  ж)  С резким повышением тона, еще более высоким, чем на 4-ой интонационной конструкции. Например: Студенты вернулись!

З)  С резким повышением тона, паузой и продолжением

     Например:   Хороши студенты! Вернулись! (Даже не думали возвращаться)

 По коммуникативному значению конструкции бывают

  • а)  Повествовательные. Например: Студенты вернулись.
  • б)  Вопросительные( с вопросительным словом)  Например: Когда студенты вернулись? Кто вернулся?
  • с)  С повторным вопросом ( переспрашиванием). Например: Когда вернулись? Кто вернулся?
  • д)  Вопросительные(без вопросительного слова. Например:  А студенты? Они вернулись?
  • е) Восклицательные. Например: Студенты вернулись!
  • ж) Со значением  недоумения, оценки. Например: Студенты вернулись!
  • з)  Со значением экспрессивного отрицания. Например:  Хороши студенты! Вернулись! (Даже не думали возвращаться)