Словообразовательная структура слова в русском языке. Словообразовательная и морфемная структуры слова. Множественность словообразовательной структуры слова

Словообразовательная структура слова в русском языке

Все производные слова в русском языке независимо от морфемного состава включают в себя 2 основных элемента: словообразовательную базу и словообразовательные средства.

Словообразовательная база (=мотивирующая база, производящая основа, мотивирующая основа)

Производное слово = мотивированное слово

В русском языке в качестве словообразовательной базы может быть использовано целое слово (простое или сложное), основа слова (полная или усеченная), сочетание нескольких слов или основ: неправда, списать – целое слово; неправдоподобный, неплатежеспособный - целое сложное слово; бедняк – полная основа; глубина - усеченная основа; железнодорожник – сочетание полных основ; льноволокно – сочетание слов.

Словообразовательным формантом называется формальное материально выраженное средство, с помощью которого образовано производное слово. Другими словами, определенная часть производного слова, отсутствующая в производящей базе.

В СРЯ в качестве словообразовательного форманта может выступать отдельная служебная морфема: префикс – поднести, суффикс – лесной, постфикс – стучаться, флексия – золотой, конфиксы – дождаться, безрукий, брататься, осмелиться.

По мнению некоторых ученых, к словообразовательным средствам следует отнести также и морфологические средства: чередования морфем, перемещение ударения,  усечение основы, наращение основы, наложение морфем.

Словообразовательная структура производного слова в самом общем виде может быть определена как взаимосвязь двух основных структурных элементов слова, а именно: словообразовательной базы и словообразовательного форманта.

При словообразовательном анализе производной лексики необходимо учитывать не только внешние формальные особенности составляющих их компонентов, но и семантические взаимоотношения между ними, которые определяют внутреннее содержание производного слова, его семантику.

Словообразовательное значение – это обобщенное категориальное значение производных слов определенной словообразовательной структуры, которые устанавливаются на основании семантического соотношения производных основ с соответствующими производящими: молоко – молочник – кто торгует молоком, сосуд для молока; сливочник, салатник (салатница), кофейник, чайник, сахарница, солонка. То есть название сосуда по помещаемому в нем предмету, веществу.

Среди словообразовательных значений принято различать основные, общие значения и более узкие, частные значения, выделяемые в рамках основного.

Основные значения характеризуются высокой степенью обобщенности, а частные являются более конкретными и относятся к общим как родовые: наименование лиц по действию (учитель, гитарист, велосипедист, машинист, стрелок) – лицо по профессии (учитель, тракторист). Следует отличать словообразовательное и лексические значения слов. Лексическое значение присуще одному слову, а словообразовательные значения характерны для целых групп, рядов, категорий производных слов, однородных в структурном отношении и построенных по определенным словообразовательным моделям: железо – железный, медь – медный, чугун – чугунный – сделанный, изготовлены из того, что названо производящей основой.

Словообразовательная и морфемная структуры слова

Словообразовательная и морфемная структуры слова тесно взаимосвязаны. Значительная часть производных слов русского языка характеризуется соотносительной словообразовательной и морфемной структурой, т.е. они совпадают: моряк, танкист, соавтор, выписать. А данных примерах корневая морфема представляет собой основу производящего слова, т.е. является словообразовательной базой соответствующего производного, поэтому словообразовательная структура = морфемной.

Часто словообразовательная и морфемная структуры слова существенно различаются. Это имеет место в тех случаях,  когда основа производного слова состоит из двух и более морфем: учи-тель – учи-тель-ств-о, но учитель-ство; ус-ат-еньк-ий – усат-енький; взлететь – взлет, уколоть – укол.

Иногда в качестве словообразовательного форманта выступает несколько служебных морфем: под-снеж-ник, при-школь-ный, банкрот-и-ть-ся. Т.о. словообразовательная структура слова и морфемная – это разные явления. Принципиальное различие между ними состоит в том, что словообразовательная структура слова предполагает наличие в его составе двух непосредственно составляющих элементов: производящей базы и форманта, а морфологическая предполагает наличие в нем минимальных неделимых значимых единиц – корневых и служебных морфем.

При морфемном анализе все входящие в состав слова морфемы выявляются путем соотнесения этого слова с другими однокоренными словами, а также с другими грамматическими формами.

Множественность словообразовательной структуры слова

Многие производные слова в русском языке, основы которых содержать не менее двух служебных морфем, семантически мотивируются несколькими однокоренными словами. В зависимости от того, с каким из родственных слов семантически соотносятся подобные производные, в его составе могут выделяться разные СОЛ-базы и форманты: озорнич-а-ть – озорник, озорн-ича-ть – озорной. Это явление называется двойной мотивированностью. Бродяж-ничество – бродяга, бродажнич-ество – бродяжничать; не-равенство – равенство, неравен-ство – неравный; пере-выполнение – выполнение, перевыполн-ение – перевыполнить; не-скромность – скромность, нескромн-ость – нескромный; пустяковина, подмосковный, выкатиться, упрямствовать, развеселиться.

Это множественность словообразовательной мотивации или множественность словообразовательной структуры производного слова