Связь словообразования с другими разделами языкознания

 Существует несколько точек зрения.

  1. - Словообразование – раздел грамматики и включает в себя морфемику. Ломоносов, Богородицкий, Фортунатов.
  2. Шахматов, Щерба, Винокур. СловообразованиеСловообразование – особый раздел грамматики наряду с морфологией
  3. - Моисеев СО – лексикология
  4. - Словообразование – самостоятельный раздел – Головин, Кудрякова, Земская. Они считают, что существует особый уровень словообразования -  уровень языка, который выделяется среди других ввиду наличия в языке специфических СО единиц. Такими единицами, не имеющими отношения к другим областям языковой структуры, являются  словообразовательные модели и типы.

Связь СО с морфологией

Оба раздела имеют дело с изучением морфем,  но  словообразование изучает словообразующими морфемами – аффиксами. Морфология же имеет дело с грамматическими морфемам, которые могут быть словоизменительными, ех: я приплыву, он приплывет, ты приплывешь; приплыть – приплывать –  словообразовательная форма изменена.

Словообразовательные морфемы близки к грамматическим по степени регулируемости, ех: официантка, беленький.

Словообразовательные и грамматические морфемы близки по степени отвлеченности значений.

Словообразовательные морфемы одновременно указывают на морфологические признаки слова, ех: ость, ин, изна, ница, ша – жен. род, ство, ение, ие – средний род, тель, ник, щик, чик, ун, ер, ец, ок – мужской род. При помощи суффикса j образуются собирательные существительные, ех: воронье, сырье, старье или формы мн. числа муж и сред рода, ех: листья, прутья. Постфикс ся – возвратный и средневозвратный залог + образование новых глаголов, ех: плакаться.

В процессе развития языка формообразующие морфемы могут переходить в словообразовательные, ех: в ДРЯ при помощи суф уч, ач образовывались действительные причастия наст времени, а в СРЯ – отглагольные прилагательные – кипучий, пахучий, лежачий, сидячий.

Связь СО с лексикологией

Словообразование занимается изучением одного из основных путей пополнения словарного состава языка , т.е процессов образования новых слов. Производные слова изучаются и с т.з. сферы употребления экспрессивно-стилистической окрашенности активного и пассивного запаса, ех: генеральша – сниженная лексика.

Словообразование и лексическое значения тесно взаимосвязаны, ех: черный – чернить (– серебро) – людей –  очернить.

Без обращения к лексическому значению производных слов невозможно определить отношения словообразовательной производности между словами, выделить производную основу, т.е. невозможно произвести словообразовательный анализ.

Производные слова функционируют по общим законам лексики, они могут приобретать новые переносные значения, вступать в синонимические (ех: волчиха-волчица),  антонимические отношения (ех: приехать – уехать) и т.д.

Кроме того, производные слова наряду с заимствованными являются одним из важнейших способов пополнения словарного состава языка. Иноязычная лексика, заимствованная русским языком, начинает служить производящей базой для других производных слов.