Тезаурус. Синоптическая схема

Один из возможных подходов к описанию лексико-семантического уровня языковой системы - метод компонентного анализа лексического значения. Другой, не менее распространенный подход к описанию системных отношений в лексике — тезаурусный метод, или метод построения словарей-тезаурусов.

Своим названием этот метод и этот тип словарей обязан широко известному словарю Роже, или Роджета (Roget's International Thesaurus of English Words & Phrases). Словарь был составлен англичанином П. М. Роджетом «для облегчения выражения понятий (ideas) и для помощи при написании сочинений» и опубликован в Лондоне в 1852 году. С тех пор появился целый ряд словарей, подобных Тезаурусу Роже, и слово «тезаурус» применительно к словарям стало из имени собственного именем нарицательным, обозначающим определенный тип словарей.

Тезаурус Роже представляет собой собрание слов английского языка, сгруппированных в 6 крупных тематических классов/категорий:

  1. 1. Абстрактные отношения.  
  2. 2. Пространство.
  3. 3. Материя.
  4. 4. Разум.
  5. 5. Воля.
  6. 6. Чувственные и моральные силы.

Эти классы подразделяются на 24 подкласса. В рамках этих подклассов выделяются более мелкие подклассы и т. д., вплоть до самых мелких,далее не подвергающихся членению тематических групп, которых насчитывается около тысячи.

Тезаурус снабжен указателем, в который все включенные в него слова расположены в алфавитном порядке и каждому слову приписаны номера тематических групп, в которые оно входит.

Тематическая группа напоминает семантическое поле (микрополе). Семантическое поле - совокупность языковых единиц, объединенных общностью содержания и отражающих сходство обозначаемых ими явлений. => тезаурус можно рассматривать как систему семантических полей данного языка.

Словари такого типа называются также идеологическими, идеографическими или концептуальными словарями. В отличие от толковых словарей,в которых на входе мы имеем слова, упорядоченные чаще всего по алфавиту, а на выходе — описание значения слова в виде дефиниции /толкования, в словаре-тезаурусе — на входе мы имеем «идеи» (семантические  категории, упорядоченные с помощью какой-либо классификации), а на выходе — слова, выражающие данную категорию.

Принято различать два подхода к описанию соответствия между формой и содержанием в языке:

  1.     семасиологический, при котором исследователь, отталкиваясь от формы, идет к установлению ее содержания;
  2.     ономасиологический, при котором исходным пунктом служат единицы содержания, а конечным - способы его формального выражения.

Толковые словари, предназначенные для поиска значений по заданным словам, соответствуют: 1) принципу описания, а идеологические, предназначенные для поиска слов по заданным значениям – 2).

Одно и то же слово может входить в несколько классов тезауруса, т.к. оно может иметь несколько разных узуальных значений, и даже в одном из своих узуальных значений оно может быть связано с несколькими понятийными сферами. Например, слово переговоры в тезаурусе Караулова с одной стороны входит в класс слов, связанных общим понятием ЯЗЫК, с другой стороны — в класс слов, связанных с идеей ПОСРЕДНИЧЕСТВА. Каждое слово можно охарактеризовать с помощью определенного набора индексов или адресов классов, в которые оно входит. В тезаурусах обычно имеется алфавитный указатель слов с их адресами, отсылающими ко всем тем понятийным полям, в которые оно входит.

Стандартный тезаурус имеет, как правило, четыре входа:

  1. от концепта к концепту (от одного понятия к другому), воплощенный в схеме понятий, связанных родо-видовыми, видо-видовыми и другими видами корреляций. Такая схема, лежащая в основе тезауруса, называется синоптической схемой.
  2. от концепта к знаку (от понятия к слову) — основная часть тезауруса.
  3. от знака к концепту ( алфавитный список слов с указанием их адресов в понятийных полях тезауруса).
  4. от знака к знаку: необходим для тех тезаурусов, в кот.наряду со словами входят и словосочетания, и в связи с этим от слов, входящих в словосочетание, дается отсылка к отдельным словам.

Синоптическая схема - общая схема взаимосвязи понятий - имеется в каждом из известных тезаурусов, причем схемы разных тезаурусов отличаются друг от друга. Во-первых, можно считать, что в основу тезауруса должна быть положена система понятий, соответствующая научной картине мира. Научная картина мира - это система знаний, синтезирующая результаты «исследования конкретных наук со знанием мировоззренческого характера (целостным обобщением практического и познавательного опыта человечества)». Однако в настоящее время общенаучная картина мира еще не разработана. Ее построение предполагает синтез научных картин мира, разработанных в отдельных областях знания: в физике, астрономии, обществоведении и т. д. Но их обобщению в единую и целостную систему препятствует не только нерешенная проблема синтеза частных картин мира, но и неравномерность развития отдельных отраслей научного знания. Таким образом, в настоящее время уровень методологического знания недостаточно развит для того, чтобы результаты существующих научных классификаций могли быть непосредственно использованы при создании синоптической схемы тезауруса. Тем не менее, в практике построения тезаурусов лингвисты редко обходятся без обращения к тем или иным частным научным картинам мира и без опоры на определенное мировоззрение.

Опора тезаурусов на внеязыковую, экстралингвистическую картину мира дала повод А. А. Реформатскому охарактеризовать тезаурусы как словари нелингвистические. Однако с такой оценкой  нельзя согласиться, т.к. тезаурус задает соответствие между единицами мышления (понятиями, концептами)  и семантическими единицами языка (значениями слов)  и тем самым показывает, как конкретный язык членит информацию о действительном мире. Поэтому тезаурус всегда будет словарем лингвистическим, отражающим семантическую структуру данного языка. Тем более это относится к тезаурусам, синоптические схемы которых выводятся из анализа лексики данного языка. Построенные таким образом схемы наглядно отражают наивную картину мира, запечатленную в семантической структуре данного языка.

(Наивная картина мира - это представление о мире, которое характерно для среднего интеллигентного носителя языка и основано на донаучных общих понятиях, предоставляемых в его распоряжение языком.)

Существуют  попытки объединить при построении тезауруса обе ориентации. Так, синоптическая схема русского тезауруса, разработанная под руководством Ю. Н. Караулова, основана на синтезе современных знаний о структуре лексики и некоторых представлений о научной картине мира.

Тезаурус, является средством описания парадигматической структуры плана содержания языка, потому что в нем отражено наличие парадигматической семантической связи между лексическими единицами путем объединения связанных единиц в поля с общим смысловым признаком, и тем самым определено место каждой лексемы внутри системно организованного смыслового континуума. Важно подчеркнуть, что каждое слово сопоставляется со всем словарем и получает определение на основе полного объема значений, выражаемых в данном языке.

Каждое слово в тезаурусе характеризуется набором адресов тех семантических полей, в которые оно входит. Такая характеристика значения слова называется тезаурусной презентацией, или тезаурусным определением лексического значения.

Классификационный признак, выраженный в названии класса, противопоставляет слова данного класса прочим словам, т. е. является дифференциальным.Есть слова, входящие сразу в несколько рядов противопоставлений. Если указать все парадигматические классы каждого такого слова, то получим совокупность элементов, характеризующих его значение.

Тезаурусная презентация лексического значения очень похожа на представление значения в виде набора семантических компонентов,поскольку оба способа представления лексического значения отражают парадигматические отношения между значениями слов в системе языка. Однако при компонентном анализе учитываются и моделируются отношения между словами, образующими одно микрополе, т. е. самый мелкий класс в тезаурусной классификации, тогда как в тезаурусе отношения между элементами одного микрополя не эксплицируются. Поэтому в общем случае компонентный анализ дает более полное и точное описание значения, чем тезаурусная презентация.

Естественно, если тезаурусы различаются между собой по лежащей в их основе синоптической схеме, то и презентация значения одного и того же слова в этих тезаурусах будет различной.