Метакоммуникация

Метакоммуникация — это особый вид общения, предметом которого является сам процесс общения. Другими словами, метакоммуникация — это коммуникация по поводу коммуникации. Чаще всего функциями метакоммуникации являются комментирование, объяснение, констатирование или оценивание коммуникативных сообщений — как своих, так и чужих. Ниже метакоммуникация будет пониматься как любое сообщение, имеющее своей целью комментарий, объяснение, констатацию или оценку человеком своих собственных коммуникативных действий. При этом в разряд коммуникативных действий попадает практически любая деятельность, проявляющаяся в контексте значимых контактов с другими людьми.

Уже стало привычным, исходя из средств, используемых в коммуникативной деятельности, говорить о вербальном и невербальном общении. Первое включает в себя исключительно языковые средства, а второе — огромный диапазон телесных, мимических, интонационных, тактильных и других средств. А поскольку метакоммуникация является разновидностью коммуникативной деятельности вообще, то она также может использовать как вербальные, так и невербальные средства. Это условное разделение коммуникации и метакоммуникации на вербальные и невербальные сообщения приводит к образованию четырех типов метакоммуникативных сообщений (метасообщений).

1. Тип “VV”: вербальное метасообщение по поводу вербального сообщения.
2. Тип “VN”: вербальное метасообщение по поводу невербального сообщения.
3. Тип “NV”: невербальное метасообщение по поводу вербального сообщения.
4. Тип “NN”: невербальное метасообщение по поводу невербального сообщения.

Первые два типа сообщений хорошо известны, так как это именно то, что обычно подразумевается под метакоммуникацией — вербальный комментарий к процессу общения. Наша задача обратить внимание на то, что этот комментарий может быть невербальным, но выполнять те же самые метакоммуникативные функции (констатация, оценка, объяснение и пр.).

Одним из типичных примеров невербального метасообщения по поводу своего собственного вербального сообщения (NV-метасообщение) являются “кавычки”, которые в живой речи оформляются специфической интонацией. Я говорю и одновременно преподношу некоторые слова определенным образом, а именно интонационно выделяя их в кавычки и тем самым как бы сообщая: “Эти слова не мои” или “Я говорю в переносном смысле”. (Не так давно появился специфический жест двумя руками, обозначающий: “Я говорю это в кавычках”.)

Другая ситуация: человек говорит о серьезных вещах с улыбкой на лице. Одна из распространенных интерпретаций этой “неконгруэнтной ситуации” состоит в том, что, дескать, человек вербально “обманывает”, а “невербалика его выдает”. Возможно, это упрощенное толкование имеет право на существование. Тем не менее, предлагаю объяснить феномен “неконгруэнтности” с точки зрения невербальной метакоммуникации. Помимо вербального сообщения (возьмем случай, когда оно правдиво), человек параллельно комментирует его телесно (NV-метасообщение). В данном случае телесный жест (“неуместную улыбку”) можно представить в виде вербального эквивалента: “Правда, я выгляжу смешно, когда говорю о серьезных вещах?”.

Еще один пример метакоммуникации (на этот раз VV-метасообщения) из рассказа В.Набокова “Весна в Фиальте”: “И вот уж он шел к нам навстречу <…> сося невозмутимо (а все же с оттенком смотрите-какое-сосу-смешное) длинный леденец лунного блеска…” (Набоков В.В. Рассказы. Воспоминания. М.: Современник, 1991. С. 295).

Поскольку метасообщения имеют смысл только в связи с сообщениями, по поводу которых они были сделаны, то мы обычно имеем дело с цельными “коммуникативно-метакоммуникативными комплексами”. Поэтому в реальном общении мы чаще всего встречаем не просто речение, а речение с определенной подачей этого речения (VV-, NV-метасообщения), не просто действие, а действие с определенной подачей этого действия (VN-, NN-метасообщения).

Вот примеры “комплексных сообщений”, включающих вербальные комментарии телесных действий: 1) человек заходит в комнату с кувшином воды и говорит: “Я полью цветы”; 2) человек встает, чтобы уйти, и сопровождает это словами: “Что-то я засиделся”. В этих “комплексных сообщениях” есть просто коммуникативный компонент и компонент-комментарий (VN-метасообщение). Наличие (и необходимость) последнего доказывается тем, что теоретически эти же самые действия могли быть выполнены без комментариев (то есть молча), но что-то заставляет людей комментировать свои действия.

Здесь мы подходим близко к объяснению смысла феномена метакоммуникации. Источник метакоммуникации — это способность видеть (слышать) свои действия (свои слова) со стороны собеседника, воспринимать их так, как возможно воспринимает их он. Другими словами, метакоммуникация имеет глубокую рефлективную и эмпатическую основу. Метакоммуникация (больше, чем любая другая коммуникация) всегда ориентирована на собеседника. Только собеседник здесь скорее не явный, а воображаемый, и воображается здесь не столько собеседник, сколько его мысли и чувства. Именно это проективно-эмпатическое прогнозирование взывает к жизни метакомментарии. (В данном случае не важно соответствуют эти воображаемые мысли и чувства действительности или нет, главное, что они предполагаются и потому требуют ответа.)

Таким образом, метакоммуникацию можно определить как ответы на предполагаемые вопросы собеседника: к чему ты это говоришь? ты зачем пришел? что ты делаешь? и многие другие. Метакоммуникация — это следствие социальных навыков прогнозирования чужого мнения и его оценки, это следствие заботы о сохранении образа себя в сознании значимых людей, потребности в понимании себя и своего поведения другими людьми.