Методы социологического исследования

Социологическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, имеющих цель: получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе для их последующего использования.

Основные функции социологических исследований:

  1. Отражение реального состояния социальных явлений, процессов и определение факторов, воздействующих на их изменение.
  2. Выявление ведущих тенденций развития общественных отношений.
  3. Обоснование планов, управленческих решений и оценка эффективности их реализации.
  4. Анализ и прогнозирование социальных ситуаций.

В зависимости от поставленной цели выделяют следующие методы социологического исследования:

  1. 1.    Опрос — метод сбора первичной вербальной информации, целью которого является получение знаний о явлениях индивидуального и общественного сознания или об объективных фактах, событиях, процессах. Опрашиваемой группе лиц (респондентам) в письменной или устной форме предлагается упорядоченный набор вопросов, объединенных общей темой исследования.

На качество информации влияют факторы: личность респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти); отношение к анкетеру; деятельность исследователя (порядок вопросов, организация, качество составления вопросов).

Виды опроса (по характеру социально-психологического взаимодействия между исследователем и респондентом):

Анкетный опрос (респонденты отвечают в письменной форме на вопросы, предъявленные им в виде опросного листа или анкеты); мотивация — содержание анкеты, введение к ней, различные комментарии и консультации; внешний вид анкеты.

Разновидности вопросов:

Открытые (вопросы без заранее сформулированных ответов), закрытые (заранее сформулированные варианты ответов), полузакрытые (наряду с предложенными вариантами оставлено место и для свободных ответов).

Преимущества: экономичность, оперативность проведения, соблюдение анонимности.

Недостатки: нет возможности влиять на ход опроса,

Почтовый опрос: анкета распространяется путем самостоятельного почтового отправления по заранее отобранным адресам. Используется в условиях ограниченных ресурсов, может использоваться как вспомогательный метод наряду с получением основной информации с помощью интервью, более честные и детальные ответы. кроме того, ответы в этом случае более детальные и подробные.

Прессовый опрос: метод сбора первичной социологической информации посредством публикации анкет в периодических изданиях. Требования к анкете: ограниченность количества вопросов, удобная верстка анкеты, подробные инструкции и обращения.

Достоинства: экономичность, возможность одновременного охвата большой территории; строгая добровольность.

Недостатки: невысокая репрезентативность, сравнительно невысокий возврат анкет (принято считать его не превышающим 5%); возможность изложения в анкете мнения формальных и неформальных образований, к которым он принадлежит (коллег, семьи, друзей и пр.).

Социометрический опрос: метод исследования структуры межличностных отношений (не только эмоциональные, но и соотношения между членами группы) в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию.

Применение: социальное планирование производственных коллективов, исследование управленческих коллективов, изучение воинских коллективов.

Интервью: непосредственное вербальное социально-психологическое взаимодействие между интервьюером и респондентом с целью получения данных, интересующих исследователя.

от степени свободы собеседника и глубины ответов: глубинное (исследователь определяет круг проблем); свободное (интервьюер свободен в постановке вопросов, но должен следовать теме и плану); полуформализованное (используется “путеводитель интервью” с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов; стандартизированное (опросник со строго оговоренным перечнем вопросов);

В зависимости от числа респондентов различают индивидуальное и групповое интервью. В зависимости от способа общения между интервьюером и респондентом различают личное и телефонное интервью.

В зависимости от частоты проведения интервью может быть однократным и многократным (панельным).

Для успешного интервью учесть: Место проведения интервью (+отсутствие третьих лиц); вступительное слово для установления контакта; нейтральная позиция интервьюера; дружеская атмосфера; темп.

Преимущества: полная, глубокая информация (чем в анкете); наблюдение за респондентом;

Недостатки: большие материальные и временные затраты.

Телефонный опрос — метод опроса населения с использованием телефонной связи; (низкая стоимость исследования, оперативность; недостатки: требование краткости вопросника — уменьшение объема содержательной информации, получаемой в исследовании;

Метод фокус-групп: фокусированное интервью в форме групповой дискуссии, направленное на получение субъективной информации; фокус-группа (фокусированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности). Участники = обладатели равных основных социально-демографических характеристик. В роли ведущего выступает модератор, используя сценарий фокус-группы.

Метод экспертных оценок, т.е. получение социологической информации путем проведения экспертного опроса и получения экспертных оценок специалистов в той области деятельности, по поводу которой ведется исследование (работа с  высококвалифицированными специалистами).

2.    Метод наблюдения — метод сбора социологической информации, предполагающий визуальное и слуховое восприятие процессов и явлений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования.

Достоинства: прямой контакт между исследователем и исследуемым объектом.

Недостатки: возможное вмешательство исследователя в естественный ход событий, невозможность полностью избежать субъективизма в подходе.

Классификации наблюдения:

По степени формализации процедуры: стандартизированное (заранее определены важнейшие элементы изучения) и нестандартизированное (начало исследования, с целью определить проблему).

В зависимости от положения наблюдателя: невключенное (исследователь вне изучаемого объекта) и включенное (включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемым).

По условиям организации: полевое (естественная обстановка) и лабораторное (искусственно созданные условия).

По регулярности проведения: систематические и случайные.

Для достижения объективности:

Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях;

Необходимо привлекать для работы нескольких сотрудников,

Выбор независимого критерия для проверки обоснованности наблюдения.

3.    Анализ документов — использование информации, фиксированной в рукописном или печатном виде, а также на магнитной ленте, кинопленке и т.д. Документ — средство закрепления различным способом информации о фактах и событиях, являющихся объективной действительностью человека.

Виды документов: 

В зависимости от типа фиксации информации: письменные (печатные, рукописные), иконографические (видео, фото, картины), фонетические документы (радио, записи);

В зависимости от авторства: официальные документы (созданные юридическими или официальными лицами) и документы личного происхождения (письма, автобиографии, дневники).

В связи с мотивацией создания документовспровоцированные (сочинения школьников на заданную тему) и неспровоцированные документы (личные документы, созданные по инициативе самого автора: личная переписка, дневники)

По содержанию: правовые, исторические, технические, экономические, педагогические и т.д.

Методы анализа делятся на две основные группы: неформализованные (традиционные) —обычное прочтение, выделение смысловых блоков, идей = интуиция исследователя, субъективное смещение — и формализованные (контент-анализ) — строгое исследование содержания в целях выявления или измерения социальных тенденций:

  1. 1) Выделяются категории анализа (ключевые понятия);
  2. 2) Выбираются единицы анализа:  герой, социальная ситуация и т.д.;
  3. 3). Устанавливается единица счета: количественная мера взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений;
  4. 4) Производятся подсчеты = Проверка грамматики в сочинениях.

4.  Эксперимент — исследователь создает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие своим гипотезам. Вопрос о правомерности и целесообразности использования эксперимента в социологии является спорным (специфика социальных явлений: сложность, многофакторность и многослойность).

5.  Маркетинговые исследования — исследования потребительского рынка, способствующие обеспечению фирмы информацией для того, чтобы она могла принимать более обоснованные экономические решения.

6.  Качественные методы в социологии — не направлено на выявление значимых статистических закономерностей, отличается отсутствием жесткой формализованной системы сбора данных и статистической представленности результатов. Цель: проникнуть вглубь изучаемых явлений, услышать мнение респондента «своими словами», а не путем выбора предлагаемых вариантов ответа.

7.    Выборочное исследование: метод получения информации, основанный на изучении  небольшой части потенциальной  совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов

Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, избирается для изучения.

Генеральная совокупность — множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в рамках программы.