Модель символического интеракционизма (Дж. Мид 1863-1931, Ч. Кули 1864-1929)

Смысл действия формируется в самом процессе взаимодействия его участниками, интерпретирующими символическое значение каждого поступка (действия).

Мид был одним из первых, кто указал на сложную, двойственную природу личности человека, детально исследовав возникновение самости. Человеческое взаимодействие по Миду:

  1. 1) всегда опосредовано символами и интерпретации их значений
  2. 2) интеракция понимается как self- process (человек постоянно взаимодействует с собой)

Человек может принимать позицию другого человека.

Мид ввел в науку различия между значимым другим и обобщенным другим.

Значение других - это родители, родственники, друзья, которые осуществляют первичную социализацию. Обобщенный другой - это совокупность ожиданий, норм и ценностей распространенных в обществе.

Отметим, что социолог различал два аспекта генезиса самости: первый - Я (соответствует английскому "I") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя; второй - Я (соответствует английскому "Me") - обобщенные представления других, которые усваиваются индивидом. Я в смысле "Me" - это то, как люди видят себя, но глазами других. "Me" - результат влияния социальных групп в виде норм и стандартов на личность. В реальной жизни сознание и поведение человека детерминировано как самовосприятием индивида, так и тем, как он интерпретирует реакции на него окружающих.

Self (самость)

I - это импульсное Я, действующее Я.

Me - это рефлексивное Я, которое оценивает поступки человека с точки зрения обобщенного другого.

I и ME перетекают друг в друга. Человек не может одновременно действовать и рефлексировать.

Межличностная коммуникация перетекает во внутреннюю и наоборот.

Ирвин Гофман был последователем Мида: «презентация себя в повседневной жизни».Наше взаимодействие сильно зависит от интерпретации поступков.

Драматургический анализ  по Гофману: люди строят свою жизнь так, чтобы добиться нужной интерпретации у других людей. Процесс интерпретации- энергоемкий процесс.

Человеческая мысль и само поведение являются сугубо социальными. Люди обретают свою человеческую природу благодаря коммуникации - они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых содержатся в языке. Символы обозначают не только предмет или событие, но и предполагают определенную реакцию, выражающуюся в соответствующих социальных действиях людей, а также выступают как средства, с помощью которых люди могут значимо общаться.

Американский социолог Дж.Г.Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого