Образование как социальный феномен: сущность, структура, функции. Роль образования в социализации личности

Значимость образования:

‘   Это капитал нации (в образование выгодно вкладывать деньги)

‘   Лучшая рабочая сила — образованная (все, что случается в стране — результат плохого образования)

‘   Чем выше уровень образования, тем более демократично общество

‘   Через систему образования можно прорваться наверх — социальный лифт.

‘   Таким образом, образование зависит от многих факторов, оказывающих влияние на все сферы деятельности. Это сложная социальная организация.

Образование изучают:

‘   Философия — рассматривает образование как самостоятельную отрасль научных знаний, предметом которой являются закономерности функционирования и развития сферы образования во всех ее аспектах: ценностно-целевых, результативных, процессуальных, системных — что ведет к единому мировому образовательному пространству.

‘   Экономика — образование как один из важнейших социально-экономических ресурсов, как общества так и личности.

Типы образования:

  1. Неоклассическое (образование — свободное предпринимательство; услуга с минимальным вмешательством государства)
  2. Кенсианское (вмешательство государства в образование и его экономику)

Социология образования — область социологии, которая изучает:

b  Образование как самостоятельный социальный институт и взаимосвязь с другими социальными институтами;

b  Образование как систему (строение образования), социальную политику в области образования.

Функции образования:

‘   Социальная функция: контроль за соблюдением социальных норм; усвоение социальных ролей, воспроизводство и изменение социальной структуры общества; социальное перемещение и мобильность; социализация личности; формирование социально-профессиональной структуры

Роль образования в социализации:

Функцию социализации выполняет в обществе, прежде всего институт семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и длительного обучения. Задача образования: первичной социализации средствами культуры и подготовки к будущему статусу. наделение человека определенным статусом решается уже на уровне специальных профессиональных учебных заведений.

‘   Культурная функция.

Система образования:

‘   Совокупность образовательных учреждений и органов  управления образования

‘   Совокупность образовательных программ и стандартов

‘   Комплекс принципов функционирования системы.