Основные направления теоретической социологии XX века (Европа, США)

В истории социологии XX века можно выделить несколько этапов:

Оформление национальных социологических школ (1880 - 1920) +  «интернационализм» (1920-е – 1980-е гг.) – дискуссии между сторонниками разных теоретических парадигм (марксистов, неомарксистов, структуралистов и др.)

1.    США:

‘(Чикагская школа) (1920-е г): активизация теоретико-прикладных исследований в США. Уильям Томас и Флориан Знанецкий:  попытка решить новые исследовательские задачи: проблема индивидуализации; отношение между индивидуальной и социальной эффективностью; проблема анормального поведения - преступность, бродяжничество, проституция, алкоголизм и др.; впервые применили метод исследования личных документов (письма, биографии, дневники, воспоминания и т.п.).

‘Социально-экологическое направление (Роберт Э.Парк): Социология должна изучать образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе социальных изменений от конфликта к согласию. Общество  — глубоко биологический феномен; социальная эволюция проходит четыре стадии: биотический (взаимодействие индивидов как социальных атомов); социетальный: экономический (торговля и обмен), политический (контроль и регуляция конфликтов), культурный (иго традиции, нравы и обычаи). Свобода:  фундаментальная (беспрепятственное передвижения); политическая (конкуренция за место и статус в социальной иерархии); самовыражения.

‘Гипотеза “концентрических зон” (Эрнст Берджесс) — механизм формирования социально неоднородных районов в процессе роста города и  локальных сообществ (определенных групп жителей). В каждой зоне сосредоточены те или иные экономические и жилые структуры. К числу основных зон относятся: центральный деловой район, смешанная зона (жилые дома и коммерческие предприятия), рабочий район, жилая зона представителей среднего класса, привилегированная зона и др.).

‘Интегральная социология (П. Сорокин): демократическому обществу присуща большая интенсивность вертикальной социальной мобильности. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты – семья, школа, церковь, армия, профессиональные организации, правительственные группы, политические партии и др. С его точки зрения, есть три главных вида социальной стратификации: экономическая (богат – беден), политическая (руководитель – исполнитель), профессиональная (мастер-виртуоз – подмастерье).

‘Структурно-функциональное направление (Парсонс): логико-дедуктивная теория человеческого действия — основа решения частных эмпирических задач. Структура схватывает лежащие «на поверхности» социальные отношения (официальную, формальную организацию). Общая система действия складывается из трех основных подсистем: личностная система – социальная система – культурная система.

‘Конфликтологическая социология (Козер): теория социального конфликта; Конфликт — борьба за ценности и притязания на обладание недоступным для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении.

Дарендорф:  конфликт — результат сопротивления существующим  отношениям господства и подчинения, поэтому социум находится в состоянии перманентного конфликта.

2.    Франкфуртская школа (Хоркхаймер, Адорно):  «конец» индивида связан с особо изощренным манипулированием людьми: средствами массового искусства формируется особая разновидность конформистского сознания, не выходящего за рамки сложившихся культурных клише. Отличительные черты нового антропологического типа человека (XX): пассивность, конформизм, ригидность (негибкость) мысли, сексуальное подавление, страх и отвращение, вызываемое всем «чужим».

‘Эрих Фромм полагал, что история – это развитие человеческой сущности в условиях враждебной ей социальной структуры. Социальный характер — это совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни; главная ценность человека – способность к подлинной любви, именно она дает единственно верный ответ на проблему человеческого существования.

3.    Леворадикальная социология (Миллс): отрицательные черты капитализма (расточительность; систематическая безработица; экономический национализм и протекционизм; периодические  экономические спады; распределение собственности и заработка не по заслугам и труду; несправедливость различий в потреблении; разорение огромных масс из-за инфляции; «атакующая» реклама).

4.    Этнометодология (Гарфинкель) — изучение методов, посредством которых люди упорядочивают свою жизнь: Значения – ценности, нормы, верования - не являются неизменными, поэтому нельзя рассматривать ни одно значение как «само собой разумеющееся».

«Глобализация» (1980-е гг. – настоящее время) – попытка объединить усилия социологов в исследовании вопросов, волнующих современное человечество, учитывая при этом имеющиеся расхождения во взглядах и подходах.

Современные социологические теории:  Мишель Фуко — изучение феноменов власти и знания, их взаимосвязи; вездесущность власти;

Пьер Бурдье: теоретико-прикладное значение науки: «Социология могущественный инструмент самоанализа, предоставляющим каждому возможность лучше понять, кто он такой, давая ему понимание его собственных социальных условий производства и позиции, занимаемой им в социальном мире». Социология – это социальная топология, рассматривающая общество как социальное пространство, которое включает в себя несколько различных полей (политическое, экономическое, культурное). Теория структурации (Гидденс):  критика функционализма и структурализма, акцент на постоянно меняющейся природе социальной реальности: «Одна из основных задач социологической мысли - вырваться за пределы привычного и знакомого». Не только пространственное, но также и временное местоположение в определенных обществах оказывает глубокое воздействие на результаты деятельности в этих обществах.

Теория коммуникативного действия (Хабермас):  классификация действия:  коммуникативные, ориентированные на взаимопонимание, и формальные, ориентированные на результат.