Отечественная социология: особенности, этапы развития, проблематика исследований

Утверждение социологии в России началось в 60-е годы XIX в., чему способствовали реформы, проводимые правительством. Радикализм (народники)/утопизм (либералы).

В становлении и развитии российской социологии выделяют три исторических периода:

1) 1860-е – 1890-е гг. – позитивистское направление;

Субъективная школа («русская»: Лавров, Михайловский) — «Настоящая социология есть социализм». Необходима пропаганда в народе с целью подготовки грядущей социалистической революции. Социологическая истина охватывает необходимое (детерминизм), возможное (основа для типологии) и желательное (должное). Типы людей: «деятели» (меньшинство: лица, чьи взгляды соответствуют задачам своего времени — интеллигенция; «участники» (ученики, имитаторы «деятелей»); «присутствующие» (большинство), подразделяются на: «пасынков истории» (борьба за существование), «дикарей культуры»,(азартные игры, разврат). Основная единица общества — личность.

Натурализм (Мечников): социология — «высшая наука, которая должна проверять, дисциплинировать преобразовательные стремления каждого из нас и приурочивать их все к служению человечеству. Концепция эволюции культурно-географической среды. Очаги древнейших цивилизаций, считал он, возникли около великих рек/три периода в истории цивилизации: речной (Нил —Египет); средиземноморский (Карфаген); океанский (Америки). Географическая среда либо содействует развитию общества, либо тормозит общественный прогресс. Характер ее воздействия на общество определяется условиями среды и теми средствами, которыми располагает общество для организации коллективного труда.

Органицизм (Стронин): общество — это организм, а социальные институты – это отдельные части организма. Структуру общества он представлял в виде пирамиды: вершина – привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация), середина – капиталисты, основание – подавляющее большинство общества (земледельцы, ремесленники).

2) 1890-е – 1910-е гг. – теоретические исследования, прикладные задачи;

Историческая социология (Ключевский): социология занимается не великими личностями, а массами, учреждениями и другими «историческими силами, строящими человеческие общества». Вслед за многими коллегами он различал статику, «состав и строй» общества и динамику (процессы возникновения, роста, смены, прогресса); выделил 4 основные фазы русской истории, при этом у всех фаз есть общие черты: мобильность (перемещение населения, колонизация и создание казачества), подавление всех сословий государственной бюрократией и обратный процесс медленного раскрепощения, освобождения от нее.

Ковалевский: предмет социологии — социальный порядок; изучил специфику исторического развития одних и тех же социальных форм (собственность, солидарность, семья и др.) у разных народов. Создатель генетической социологии в России (весь путь существования социальных элементов: их зарождение, развитие,  перерождение и гибель). 

Психологическое направление. (Де-Роберти): биосоциальная концепция: психическое развивается в биологическом развитии личности, а конкретные выражения психического обусловлены системой социальных отношений.

Коркунов:  общество – это результат «психологического единения людей». Государство и право выражают психологические связи между людьми.

Новгородцев:  внутренний мир личности, рассматривал нравственно-правовые требования как посредники в отношении «среда – личность». Главный недостаток марксизма в том, что он не отражает противоречия личного сознания, не зависящие от общественного устройства, отрицает все сверхъестественное.

Марксистское направление (Плеханов): Ядро: классовая модель общества, в которой выделены экономическая доминанта (базис) и основанная на нем классовая структура российского общества; нацеленность на радикальное переустройство социального порядка и на исключительно революционный способ смены общественной системы; подчиненный социальной  среде статус личности и зависимость личности от производительных сил и социальных институтов.

Ленин: упорядочение экономических классообразующих признаков; выявление характера этнических общностей и причин межэтнических конфликтов; изучение реального положения и интересов различных групп населения России. Однако научный анализ реальности уступал место «революционной целесообразности», интересам «классовой борьбы».

Религиозное направление (Булгаков): «христианская социология существует – как отдел нравственного богословия; только религия обосновывает социальную политику и социальное мировоззрение; «религия есть феномен общественности, тот «базис» на котором воздвигаются различные «надстройки»; «человек есть существо общественное, лишь насколько он есть существо религиозное».

3) 1920-е – начало 1930-х гг.— развитие различных направлений социологического знания

Неопозитивистское направление: социальные явления подчиняются законам природной и социально-исторической действительности; «субъективные аспекты» человеческого поведения можно изучать только через «открытое», т.е. доступное для наблюдения поведение (бихевиоризм); социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.

Бихевиористская ориентация (Сорокин): Социология изучает общество с трех главных точек зрения: его строения и состава; данных в нем процессов или его жизнедеятельности; происхождения и развития общества и общественной жизни  - таковы основные задачи изучения социологии; Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику.

1920 —1930 — активизация прикладных исследований, посвященных изучению быта, бюджета времени, культуры (Гастев, Струмилин)

Постепенно марксистская социология стала господствующим течением в науке. После оттепели появились первые крупные социологические труды по социальной инжении и конкретному социальному анализу. Первые социологические учреждения; Развитие социологии постоянно тормозилось в период "застоя". После «перестройки» и формирования новой системы отношений в новой России социологические исследования пользовались большой популярностью.